Общество

ИИ: преобразование системы обучения в Казахстане

The Times of Central Asia

13.11.2024

Искусственный интеллект продолжает революционизировать все основные отрасли промышленности, и его влияние на образование является особенно преобразующим и многообещающим. Многие страны мира сталкиваются с многочисленными проблемами в своих системах образования, и ИИ предлагает решения многих из них. Казахстан — одна из стран, которая принимает революцию ИИ, прилагая усилия по интеграции искусственного интеллекта в свою систему образования.

Текущее состояние ИИ в Казахстане

В Казахстане правительство вкладывает значительные средства в интеграцию ИИ в систему образования. Оно планирует потратить 650 миллиардов тенге на исследовательские инициативы, включая организацию курсов по изучению ИИ в университетах с 2024 года. Это отражает национальную стратегию, направленную на модернизацию образования и подготовку рабочей силы, владеющей технологиями ИИ.

Казахстанские университеты начинают внедрять технологии искусственного интеллекта, чтобы не отставать от технического прогресса. Такие вузы, как Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, внедряют программы, ориентированные на ИИ, включающие обучение интеллектуальным системам репетиторства. Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата также инициировал создание Школы искусственного интеллекта в сотрудничестве с SeoulTech. Эта программа призвана способствовать обмену знаниями между профессорами в области искусственного интеллекта и VR/AR-технологий. Подобные инициативы являются примером того, как целенаправленное обучение может подготовить студентов к будущим рынкам труда и одновременно решить проблему нехватки квалифицированных кадров в регионе.

Кроме того, интервью с преподавателями, участвующими в этих программах, свидетельствуют о растущем энтузиазме в отношении внедрения технологий в практику преподавания. Один из педагогов отметил, что адаптивные обучающие платформы позволили ей более эффективно адаптировать уроки к различным потребностям своих учеников.

Доступность и инклюзивность

Технологии искусственного интеллекта также играют важную роль в повышении доступности для студентов с ограниченными возможностями. Такие инструменты, как программное обеспечение для распознавания речи и приложения для перевода языков, могут значительно улучшить процесс обучения для разных учеников. Например, такие платформы, как Duolingo, используют инструменты перевода языка на основе ИИ, чтобы помочь студентам, которые могут столкнуться с языковым барьером. Кроме того, такие приложения, как Seeing AI и Voiceitt, совершают революцию в образовании, обеспечивая поддержку в режиме реального времени для слабовидящих и слабослышащих студентов, соответственно. Эти технологии не только облегчают общение, но и позволяют студентам более полно участвовать в образовательном процессе.

В соответствии с этими достижениями такие организации, как ЮНИСЕФ, используют ИИ для обеспечения качественного образования в регионах с недостаточным уровнем обслуживания. В Казахстане предпринимаются усилия для того, чтобы все учащиеся, независимо от их происхождения и способностей, могли воспользоваться этими достижениями. Недавняя инициатива ЮНИСЕФ и Научно-инновационной системы Назарбаевского университета направлена на внедрение искусственного интеллекта в среднее образование с целью повышения качества обучения для всех учащихся. В этом проекте подчеркивается важность обучения учителей необходимым навыкам и инструментам для эффективного использования технологий искусственного интеллекта в классе. Создавая инклюзивную образовательную среду, включающую адаптивные технологии обучения, эти усилия направлены на преодоление разрыва и обеспечение равного доступа к качественному образованию по всей стране в соответствии с мировыми тенденциями в области инноваций в образовании.

Данные для педагогов

Аналитические данные ИИ позволяют педагогам получить ценные сведения об успеваемости и результатах обучения. Отслеживая тенденции в данных, преподаватели могут выявлять учащихся, находящихся в группе риска, и своевременно принимать меры. Например, такие платформы, как BrightBytes, анализируют образовательные данные, чтобы получить информацию, способную улучшить результаты преподавания и обучения.

Казахстанские учебные заведения начинают использовать эти данные в рамках модернизации. По мере того, как университеты внедряют инструменты искусственного интеллекта для административных процессов и оценки успеваемости студентов, они трансформируют традиционные образовательные парадигмы в практику, основанную на данных.

Повышение уровня подготовки учителей

По мере того, как инструменты искусственного интеллекта становятся все более распространенными в классах, растет потребность в программах повышения квалификации, позволяющих педагогам овладеть навыками, необходимыми для эффективной интеграции этих технологий. Инициативы, направленные на подготовку учителей, могут повысить их способность содействовать персонализированному обучению.

Казахстан признает эту потребность и активно работает над программами обучения педагогов, которые направлены на эффективное использование инструментов ИИ в их преподавательской практике. Например, недавно запущенный Центром технологий блокчейна и ИИ (BAITC) и Astana Hub курс «Люди ИИ» предлагает бесплатное обучение людей всех профессий тому, как использовать искусственный интеллект в повседневной жизни. Кроме того, Институт интеллектуальных систем и искусственного интеллекта (ISSAI) проводит иммерсивные исследовательские программы, которые дают студентам практический опыт работы с искусственным интеллектом и машинным обучением. Развивая культуру непрерывного профессионального развития с помощью подобных инициатив, страна стремится создать образовательную среду, в которой будут преуспевать как преподаватели, так и студенты.

Сотрудничество и обмен знаниями

Участие Казахстана в международных конференциях по образованию и технологиям помогает наладить сотрудничество между странами. Эти мероприятия позволяют участникам обмениваться идеями и практическими способами внедрения искусственного интеллекта в образование.

Одно из недавних мероприятий — Третья международная модель ЮНЕСКО «Этика использования искусственного интеллекта в образовании» — прошло в Алматы, Казахстан. В нем приняли участие 53 молодых делегата из 32 стран, которые обсудили этические проблемы использования ИИ в образовании.

Участники мероприятия подчеркнули, насколько важно обеспечить, чтобы ИИ повышал качество образования, соблюдая при этом этические нормы.

Подобное сотрудничество крайне важно для решения общих проблем, с которыми сталкиваются школы и университеты по всему миру. Благодаря совместной работе страны могут объединить свои знания и ресурсы для создания более прочных систем образования, которые будут поддерживать всех студентов.

Автор: Кайрат Копбаев

Источник: Harnessing AI for Inclusive Education: Transforming Learning Experiences in Kazakhstan

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников