В то время как Комитет по делам религии страны заявляет о положительных результатах, международные организации осуждают нарушения в отношении радикального ислама, а также меньшинств, таких как исмаилиты, Свидетели Иеговы и бахаи.
В Душанбе состоялась встреча представителей различных религий, на которой обсуждалось соблюдение в Таджикистане права граждан на свободу вероисповедания. На встрече присутствовал глава Комитета по делам религии страны Сулаймон Давлатзода, который заявил, что «за последние годы мы достигли многих положительных результатов в области религиозной свободы, и сейчас у нас есть большой опыт сосуществования последователей различных религиозных общин и течений».
На самом деле Таджикистан часто подвергается критике со стороны международных организаций, в том числе Комиссии Конгресса США по религиозной свободе, за несоблюдение этих прав, особенно за нарушение прав мусульман, составляющих большинство населения страны, и преследование Свидетелей Иеговы.
Давлатзода призвал аудиторию «вспомнить любые примеры дискриминации по религиозным убеждениям», назвав случаи принудительного подстригания бороды или запрета на ношение религиозной одежды и атрибутов в государственных учреждениях «просто личными убеждениями», поскольку это не юридические обязательства, а «в каждом учреждении существуют свои внутренние правила, за которые мы не отвечаем».
Эти заявления звучат довольно лицемерно, учитывая подписанный в июне президентом Эмомали Рахмоном закон «О порядке проведения праздников и ритуалов», который, в частности, предусматривает запрет на «внедрение, продажу и ношение одежды иностранных национальных культур в общественных местах». В законе не уточняется, что именно подразумевается под «одеждой, противоречащей национальной культуре», но все комментаторы сходятся во мнении, что это выражение относится к мусульманской моде, с запретом на хиджаб или сатр, а также с давней практикой принуждения к укорачиванию бороды различными способами.
В январе норвежская неправительственная организация Forum-18 сообщила о ряде нарушений религиозных прав исмаилитов в Горно-Бадахшанской автономной области. Авторы доклада отметили, что после массовых протестов местных жителей в 2022 году власти продолжали оказывать давление именно на эту религиозную общину, к которой относится большинство этнического меньшинства Памирского региона. Постоянно проводятся обыски и конфискации предметов культа, связанных с Ага Ханом, запрещены коллективные собрания намаза даже в частных домах.
Формально остаются открытыми два исмаилитских центра в Душанбе и Хоруге (столица Горного Бадахшана), где, однако, запрещено проводить образовательные и культурные встречи, разрешено лишь совершение намаза под строгим контролем. Однако глава общины исмаилитов в столице Таджикистана Махрамбек Махрамбеков заявил на религиозном форуме, что «создание и деятельность исмаилитской общины шиитского направления в Душанбе — это результат напряженной работы по признанию конституционных гарантий и достижению независимости в религиозной сфере».
Мехранзес Мамадова, последовательница таджикской общины веры бахаи, рассказала, что, хотя государство официально не ставит препятствий на их пути, бахаисты остаются довольно запуганными и озадаченными поведением центральных и региональных властей страны, ощущая сильное предубеждение против них даже со стороны значительной части населения.
Бахаизм исповедует единство истоков всех религий и всеобщее единство человечества. Это движение, зародившееся полтора века назад в Иране благодаря своему основателю Мирза Хусейну Али Нури, которого называли Баха-улла, сегодня объединяет более пяти миллионов последователей в 188 странах мира, в то время как в Таджикистане их насчитывается около тысячи, и они относятся к религиозным меньшинствам, таким как православные христиане и представители других традиций, включая несколько католиков и протестантов.
Автор: Владимир Розанский
Источник: Religious freedom in Tajikistan
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников