В начале этого года ЕС углубил свои связи с Кыргызстаном, подписав соглашение о расширенном сотрудничестве и партнерстве (EPCA), что отражает новые геополитические реалии и растущие экономические интересы Евросоюза в Центральной Азии. В качестве важнейшего элемента соглашения EPCA выделяет приверженность демократическим принципам и правам человека, подчеркивая, что ключевыми целями сотрудничества между ЕС и Кыргызстаном являются улучшение соблюдения основных свобод и усиление роли гражданского общества.
Поэтому крайне важно, чтобы ЕС поддерживал партнерство с Кыргызстаном на основе ценностей, уделяя первостепенное внимание правам человека в ходе всего взаимодействия и выступая за конкретные шаги властей по отказу от репрессивной политики, защите открытых дискуссий и содействию участию гражданского общества — все это необходимо для демократических преобразований, устойчивого развития и инклюзивной безопасности.
Брифинг Международного партнерства по правам человека (МППЧ) рассказывает о резком сокращении гражданских свобод в Кыргызстане, в результате чего гражданское общество в стране теперь классифицируется как «подавленное» в глобальном рейтинге CIVICUS Monitor.
На брифинге рассматриваются следующие тревожные тенденции:
Принятие закона об НПО по типу «иностранного агента»
Закон, принятый в Кыргызстане весной 2024 года, требует, чтобы НПО, получающие иностранное финансирование и занимающиеся широко определенной «политической деятельностью», регистрировались как «иностранные представители» — ярлык, вызывающий сильное осуждение. Венецианская комиссия Совета Европы недавно пришла к выводу, что этот закон нарушает международные обязательства Кыргызстана, и призвала к его отмене. Закон устанавливает чрезмерный государственный контроль над НПО, предусматривая жесткие наказания за несоблюдение закона, включая приостановку деятельности или закрытие организации. Закон способствует созданию атмосферы страха и самоцензуры и уже привел к тому, что некоторые НПО самоликвидировались или ограничили свою деятельность, чтобы избежать преследования. Хотя на данный момент лишь несколько организаций зарегистрировались в качестве «иностранных представителей», после истечения срока регистрации в ноябре 2024 года это может потребоваться большему числу организаций.
Растущее давление на независимые СМИ
Независимые СМИ в Кыргызстане сталкиваются с растущим давлением в виде рейдов, уголовных расследований и других ограничительных мер. Например, офис 24.kg был опечатан на два месяца в ходе расследования «военной пропаганды», связанной с освещением войны России против Украины, а работа канала Temirov Live, известного расследованиями коррупции на высоком уровне, была нарушена массовыми арестами и преследованиями его журналистов. Летом 2024 года Верховный суд подтвердил закрытие организации, стоящей за отмеченной наградами платформой Kloop. Спорный закон о СМИ, предлагающий широкое государственное регулирование СМИ и онлайн-платформ, был пересмотрен и усовершенствован, но пока неясно, в каком виде он будет принят.
Злоупотребление борьбой с дезинформацией для предотвращения свободного обмена информацией
Власти неоднократно блокировали независимые новостные сайты (или угрожали заблокировать их) за якобы размещение «ложной» информации. Рассматриваемые законопроекты позволят правительству штрафовать тех, кто обвиняется в распространении клеветнической или «ложной» информации, запретят обмен фото- и видеозаписями, «дискредитирующими» правоохранительные органы, и введут уголовную ответственность за хранение «экстремистских» материалов без четкого определения этого термина. Каждое из этих положений может быть использовано для подавления инакомыслия и свободы слова.
Бланкетные ограничения на мирные протесты
Хотя мирные протесты часто проходят без помех, длительные общие запреты на собрания представляют серьезную угрозу свободе собраний. Эти ограничения, критикуемые правозащитными группами и международными экспертами, нарушают национальные и международные стандарты защиты мирных собраний. В частности, в центре Бишкека более двух лет запрещались мирные акции протеста по требованию российского посольства о недопущении антивоенных протестов вблизи его территории.
Усиление преследования активистов гражданского общества, журналистов и блогеров
Активисты гражданского общества, журналисты и блогеры, критикующие власти, сталкиваются с растущими преследованиями, включая аресты, преследования и тюремное заключение. В октябре 2024 года директор Temirov Live Махабат Тажибек кызы и ее коллега Азамат Ишенбеков были приговорены к тюремному заключению, а двое других журналистов Temirov Live получили условные сроки за их работу по расследованию коррупции. Болот Темиров, основатель платформы, остается в изгнании после того, как в 2022 году его незаконно лишили гражданства и выслали из страны. В другом громком деле 22 активиста, обвиненные в противостоянии пограничной сделке по Кемпир-Абадскому водохранилищу, были неожиданно оправданы в июне 2024 года и освобождены, проведя под стражей до 19 месяцев. Однако их свобода остается под угрозой, поскольку прокуроры подали апелляцию на оправдательный приговор. Кроме того, активисты, блогеры и журналисты все чаще подвергаются преследованиям из-за критикуемых правительством постов в социальных сетях, причем дела основываются на нечетко сформулированных положениях Уголовного кодекса и сомнительных заключениях государственных экспертов. Бывший сотрудник Национальной академии наук, давший показания о влиянии спецслужб на такие экспертизы, теперь сам находится под судом.
Более подробно эти тенденции описаны на брифинге МППЧ
Несмотря на то, что общая картина остается безрадостной, некоторые шаги, предпринятые властями Кыргызстана, такие как отзыв проблемного законопроекта на доработку или освобождение несправедливо задержанных активистов, демонстрируют важность международного давления. Поэтому крайне важно, чтобы ЕС использовал любую возможность в рамках своего сотрудничества с Кыргызстаном, чтобы добиться ощутимых улучшений. Чтобы усилить свое влияние, ЕС должен рассмотреть возможность отложить окончательную ратификацию EPCA с Кыргызстаном до тех пор, пока не будет достигнут очевидный и значимый прогресс. В соответствии с призывом Европарламента, ЕС также должен пересмотреть торговые льготы для Кыргызстана в рамках Генеральной схемы преференций ЕС плюс (GSP+), которые зависят от соблюдения международных договоров по правам человека.
Важные предстоящие мероприятия, на которых ЕС должен поднять актуальные вопросы гражданского пространства перед властями Кыргызстана и добиться обязательств по достижению прогресса, включают диалог ЕС – Кыргызстан по правам человека, запланированный на 21 ноября 2024 года в Бишкеке, и миссию ЕС по мониторингу GSP+ на той же неделе. Эти вопросы также должны стать приоритетными на министерской встрече ЕС – Центральная Азия и саммите ЕС – Центральная Азия, даты которых еще не утверждены. В каждом случае ЕС должен продемонстрировать твердую поддержку гражданского общества Кыргызстана в условиях беспрецедентных проблем, с которыми оно сталкивается в настоящее время, в том числе путем публичного выражения солидарности.
Автор: Международное партнерство по правам человека (МППЧ) — независимая неправительственная организация, основанная в 2008 году. Базируясь в Брюсселе, МППЧ тесно сотрудничает с группами гражданского общества из разных стран, чтобы поднимать проблемы прав человека на международном уровне и способствовать соблюдению прав уязвимых сообществ.
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников