Осень принесла казахстанским фермерам две головные боли: богатый урожай зерновых, совпавший с переизбытком зерна на мировых рынках, и запрет РФ на экспорт казахстанской пшеницы в Россию и транзитом через нее. Эксперты сетуют на 40-процентный провал казахстанского экспорта зерна, а представители фермерских ассоциаций жалуются на низкие цены и высокую себестоимость и просят правительство закупить излишки продукции. На фоне этого говорят о зерновой войне между Москвой и Астаной.
Фитосанитарный запрет
По данным Министерства сельского хозяйства Казахстана, в этом году уборочная площадь зерновых культур составила 23,3 миллиона гектаров, из которых 16,7 миллиона были засеяны зерновыми. Полевые работы завершены на 99,7%. Намолочено 26,5 млн тонн зерна.
Сторонники мнения о том, что сельскохозяйственные власти Казахстана и России вступили в скрытое противостояние за внешние рынки зерна, утверждают, что РК является жертвой этой торговой войны. В качестве доказательства они приводят ограничения, введенные Россельхознадзором в октябре. 1 октября российское ведомство потребовало от Министерства сельского хозяйства Казахстана приостановить выдачу фитосанитарных сертификатов на зерно и продукты его переработки, томаты, перец и семена подсолнечника, экспортируемые в Российскую Федерацию.
3 октября журналисты поинтересовались у заместителя министра сельского хозяйства Ермека Кенжеханулы, на какой стадии находится исполнение этого пожелания. Он ответил, что российская сторона получила ответное письмо с просьбой предоставить доказательства нарушений фитосанитарного контроля. По его словам, по состоянию на 3 октября Россельхознадзор не ответил.
17 октября Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России временно запретила ввоз нескольких видов сельскохозяйственной продукции из Казахстана. Транзит пшеницы, чечевицы и семян льна масличного через территорию России разрешен. При этом необходимо оформить фитосанитарный сертификат для страны конечного назначения, а зерно должно перегружаться непосредственно из вагонов в трюмы судов.
В то же время поставки томатов, перца, семян подсолнечника и дынь из Казахстана запрещены, даже транзитом.
Препятствия в ответ на запрет
Однако давайте внимательно изучим казахстанскую прессу. Мы обнаружим, что уже 3 сентября казахстанские фермеры забили тревогу — Россия вытесняет наше зерно с традиционных рынков.
Представители Зернового союза Казахстана на встрече с журналистами в рамках форума Agricom рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются казахстанские трейдеры при транзите отечественного зерна через территорию Российской Федерации.
Однако они привели лишь два случая таких ограничений, но попытались донести другую мысль — Россия ввела скрытые препятствия из-за запрета Казахстана на импорт зерна из РФ, который был введен еще 1 августа.
Как сообщает Министерство сельского хозяйства Казахстана, ограничения подразумевают полный запрет на импорт пшеницы всеми видами транспорта. Ранее ограничительные меры предусматривали запрет на ввоз продукции автомобильным, водным и железнодорожным транспортом (за исключением импорта на птицефабрики и мукомольные предприятия) с апреля. Решение было принято потому, что, несмотря на предыдущий запрет, импорт зерна из России за полгода превысил 1,1 миллиона тонн.
Эксперты сочли это довольно неуклюжим способом перекрыть лазейки, через которые российское зерно попадает на казахстанский рынок, и, в принципе, прогнозировали, что Российская Федерация ответит не менее жестко.
Попытка достичь соглашения
30 октября, через две недели после введения запрета, руководство Россельхознадзора провело переговоры с представителем Министерства сельского хозяйства Казахстана по поводу ввоза «санкционных» товаров. Переговоры проходили по видеосвязи, в них участвовал Ермак Кенжеханулы.
В то же время Россельхознадзор опроверг слова замминистра об ожидании ответного письма с доказательствами нарушений. По данным ведомства, на 30 писем Россельхознадзора они до сих пор не получили ответов от казахстанской стороны. Плюс ко всему, действия Минсельхоза были названы «мошенническими схемами поставок подкарантинной продукции в Россию из Казахстана».
По итогам переговоров министр сельского хозяйства Казахстана Айдарбек Сапаров заявил, что запрет на импорт казахстанского зерна в Россию, возможно, будет снят в течение недели. По его словам, для этого Кенжеханулы должен был вылететь в Москву на встречу с заместителем руководителя Россельхознадзора.
Поскольку от Кенжеханулы не было никаких новостей, неизвестно, удалось ли им договориться с российской стороной. Но вот что примечательно: 4 ноября в правительстве Казахстана состоялось заседание оперативного штаба по проведению уборочной кампании под председательством Серика Жумангарина.
На этой встрече было подчеркнуто, что транспортировка зерна через Россию идет без ограничений, экспорт в Россию за два месяца составил 43 тысячи тонн, а транзит — 104 тысячи тонн.
В то же время обсуждались жалобы «индивидуальных фермеров» на то, что они не могут доставить зерно на элеваторы. Кроме того, Жумангариным было приказано гарантировать фермерам закупку зерна.
Представители Зернового союза Казахстана предлагают закупать излишки зерна у фермеров как способ решения проблемы богатого урожая и российских препятствий для его экспорта.
«Мы должны купить эти 2–2,5 миллиона тонн (зерна), и правительство должно выделить деньги. Это достаточно короткие деньги в масштабах государственных финансов. Эти деньги на 100% возвратные, то есть половина этих денег вернется через два-три месяца в виде погашения текущих обязательств фермеров перед государственными финансовыми институтами (Аграрная кредитная корпорация, КазАгроФинанс, Продкорпорация), остальное — после продажи зерна весной-летом 2025 года», — говорит Евгений Карабанов, официальный представитель Зернового союза Казахстана и основатель группы компаний «Северное зерно».
Получается, что. если правительство РК решило закупать зерно у казахстанских фермеров, оно не договорилось с российской стороной. Видимо, эмбарго Москвы будет действовать и дальше, несмотря на «просьбы» Казахстана.
Автор: Андрей Матвеев
Источник: Grain War: Has Kazakhstan Become Russia’s Victim?
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников