Глядя на злополучный сверхзвуковой пассажирский транспортный самолет Ту-144, созданный в Советском Союзе, мы видим, что за время своей короткой жизни он летал только раз в неделю между московским аэропортом Домодедово (DME) и международным аэропортом Алматы (ALA) в Казахстане. Летая на высоте 52 тысячи футов со скоростью 2 Маха, Ту-144 преодолевал маршрут в 1 919,5 миль всего за два часа.
За свой короткий срок службы Ту-144 совершил всего 102 коммерческих рейса, из которых только 55 были с пассажирами на борту. Из-за проблем с разработкой и надежностью, роста цен на топливо и экологических проблем потенциальные иностранные покупатели теряли интерес к размещению заказов на новаторский в то время сверхзвуковой пассажирский самолет.
Последний гвоздь в крышку гроба Ту-144 был забит в воскресенье, 3 июня 1973 года, на Парижском авиасалоне, когда во время выполнения экстремальных маневров самолет заглох и рухнул на землю над городом Гуссенвиль, Валь-д'Уаз. Все шесть членов экипажа и восемь человек, находившихся на земле, погибли.
Как появился Ту-144
При наличии инфраструктуры, в значительной степени зависящей от железнодорожных перевозок пассажиров и грузов по территории Советского Союза, путь из Москвы в города Сибири мог занять неделю. Единственной альтернативой этому был перелет, так как от Москвы до Владивостока можно было добраться за восемь с половиной часов, а не за шесть дней на поезде. Многим чиновникам и рабочим, которым нужно было добираться из Москвы на Дальний Восток, перелеты казались долгим и утомительным путешествием, и они с распростертыми объятиями приняли идею сверхзвуковых рейсов.
В остальном мире, хотя идея сверхзвуковых пассажирских рейсов казалась захватывающей перспективой, высказывались опасения по поводу уровня шума и влияния таких рейсов на окружающую среду. В Советском Союзе это было не так, поскольку большинство маршрутов между западом и востоком пролегали над малонаселенными районами. Несмотря на опасения, что экспортный потенциал Ту-144 ограничен, Советский Союз продолжал разработку самолета. Одна из причин заключалась в том, что даже если самолету не будут предоставлены права на посадку в международных аэропортах, в Советском Союзе было достаточно маршрутов, по которым он мог летать. К этому добавлялось соперничество в Холодной войне между Восточным блоком, США и Западной Европой, и, как и в случае с космической гонкой, Советский Союз хотел показать свое технологическое превосходство.
Разработка Ту-144
Идея создания сверхзвукового транспортного самолета впервые появилась в январском номере журнала «Техника воздушного транспорта» за 1963 год. В соответствии с концепцией, согласно которой сверхзвуковой пассажирский транспортный самолет должен быть построен после утверждения ее Советом министров, началась работа над созданием пяти опытных образцов. В то время как Советский Союз думал о создании сверхзвукового пассажирского самолета, в Европе Британская авиастроительная корпорация и компания Sud Aviation работали над тем, что станет называться Concorde.
Ту-144 был уникален тем, что не имел двигателей обратной тяги и, как и Ту-134, полагался на парашют для снижения скорости после приземления. Стремясь к тому, чтобы Ту-144 поступил в эксплуатацию раньше англо-французского Concorde, поспешность в реализации проекта впоследствии оказалась роковой.
Прототип Ту-144 совершил первый полет из московского международного аэропорта Жуковский 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше, чем первый полет самолета Concorde. Чтобы продемонстрировать советское мастерство, выпуск Ту-144 был приурочен к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Конечной целью было своевременное введение самолета в эксплуатацию, даже если он еще не был готов.
Ту-144 использовался для перевозки почты между Москвой и Алма-Атой
Ту-144 впервые поступил в эксплуатацию 26 декабря 1975 года и первоначально использовался для перевозки почты между Москвой и Алма-Атой в рамках подготовки к пассажирским рейсам. Первый пассажирский рейс по этому маршруту состоялся 1 ноября 1977 года, после того как 29 октября 1977 года самолет получил сертификат Госавиарегистра СССР.
За 102 полета Ту-144 пережил более 220 отказов оборудования, многие из которых были настолько серьезными, что вынудили государственного перевозчика «Аэрофлот» отменить рейсы. 25 января 1978 года, спустя чуть более года после начала эксплуатации, у самолета, перевозившего высокопоставленных чиновников и журналистов, отказали приборы. Тем не менее, поскольку на борту находились VIP-персоны, пилот Александр Ларин продолжил полет, чтобы не создавать неудобств. Во время полета сверхзвукового самолета по маршруту в Алма-Ату возникло опасение, что шасси не уберутся после того, как прозвучит сирена, предупреждающая о нагрузке. В конечном итоге самолет благополучно приземлился, но это был очередной сбой в конструкции.
В конце 1970-х годов советский лидер Леонид Брежнев надеялся, что самолеты Ту-144 компании «Аэрофлот» смогут перевозить пассажиров из международных пунктов назначения в Москву на летние Олимпийские игры 1980 года. В итоге этого так и не произошло, и «Аэрофлот» продолжал выполнять рейсы раз в неделю между Москвой и Алма-Атой, пока широкофюзеляжный Ил-86 не стал флагманским самолетом авиакомпании. Ту-144 был выведен из эксплуатации, совершив свой последний полет 26 июня 1999 года.
Автор: Марк Финлей
Источник: Which Routes Did The Tupolev Tu-144 Serve During Its Short Career?
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников