27 октября в Узбекистане прошли парламентские выборы, которые, наряду с референдумом в Казахстане и предстоящими выборами в местные советы в Кыргызстане, внесли свой вклад в глобальный год выборов.
Победила правящая Либерально-демократическая партия, впервые участвовавшая в выборах в Узбекистане, проводимых по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. По итогам голосования Либерально-демократическая партия получила 42,7% голосов, обеспечив себе 64 из 150 мест в парламенте. Явка избирателей составила 74,72%, и наблюдатели отметили организацию и проведение выборов.
Лидеры стран Центральной Азии часто ссылаются на нестабильный геополитический ландшафт региона как на основание для более осторожного проведения внутренних реформ. Это отражает необходимость поддержания стабильности перед лицом внешнего давления.
Исторически и в настоящее время страны Центральной Азии не представляют собой однородных обществ. Кроме того, почти во всех пяти странах региона наблюдается усиление политических разногласий внутри общества и между политическими элитами. На этом фоне эскалация геополитических конфликтов на мировой арене может еще больше помешать проведению масштабных политических реформ.
Политические реформы и нестабильный мировой порядок
Сложно однозначно оценить политические реформы в Казахстане и Узбекистане как негативные или позитивные, поскольку существуют обе точки зрения. Европейские и американские лидеры часто отмечают стремление этих стран к реформам и выражают готовность поддержать их. Таким образом, на данном этапе Казахстан и Узбекистан фактически выступают локомотивами политических реформ в Центральной Азии.
Под руководством президента Касым-Жомарта Токаева в Казахстане были проведены политические реформы, направленные на модернизацию политической системы и укрепление демократических институтов. Важным шагом стало ограничение президентских полномочий путем введения единого семилетнего президентского срока без права переизбрания, что должно способствовать регулярной смене политического руководства. Власти Казахстана утверждают, что роль парламента также была усилена, чтобы повысить его влияние и подотчетность правительству, обеспечив более сбалансированную систему сдержек и противовесов. Либерализация партийной системы включала упрощение регистрации политических партий и введение выборов по одномандатным округам, что должно способствовать развитию политического плюрализма. Были предприняты шаги по расширению участия граждан в управлении, включая введение прямых выборов акимов поселков и районов и создание механизмов открытой обратной связи с гражданами. Кроме того, в партийные списки была введена 30-процентная квота для женщин, молодежи и людей с ограниченными возможностями, что способствовало укреплению гендерного равенства.
При президенте Шавкате Мирзиёеве в Узбекистане также проводятся значительные реформы, направленные на демократизацию политической системы. Эти выборы были примечательны введением смешанной избирательной системы, что представляет собой значительный отход от прежней практики. Согласно этой системе, 150 мест в Законодательной палате Олий Мажлиса должны быть заполнены двумя методами: 75 мест избираются по одномандатным округам (мажоритарная система), а остальные 75 распределяются пропорционально, исходя из результатов партий (пропорциональная система). Этот подход направлен на усиление политического плюрализма, позволяя получить представительство как отдельным кандидатам, так и политическим партиям. Мажоритарный компонент позволяет избирателям напрямую выбирать представителей от своих округов, способствуя более тесной связи между избранными должностными лицами и их избирателями. Пропорциональный компонент гарантирует, что политические партии получат места пропорционально их доле голосов, что способствует разнообразию в парламенте. ЕС приветствовал прогресс, достигнутый в ходе этих выборов в соответствии с пересмотренной законодательной базой, особенно отметив усилия по облегчению голосования для людей с ограниченными возможностями и достижение того, чтобы минимум 40% мест в новом парламенте занимали женщины.
Индия направила самую большую группу наблюдателей — более 20 представителей, включая главного комиссара по выборам Раджива Кумара, дипломатов и ученых, для мониторинга избирательного процесса. Это произошло после недавней двусторонней встречи премьер-министра Нарендры Моди с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в Казани, которая проходила параллельно с саммитом БРИКС. Узбекистан также недавно присоединился к БРИКС в качестве страны-партнера. Индию и Узбекистан связывают прочные цивилизационные, исторические и политические связи.
ОБСЕ также выпустила отчет о выборах. В докладе делается вывод, что, хотя некоторые реформы демонстрируют прогресс, для полного соответствия Узбекистана демократическим стандартам необходимы серьезные законодательные и практические усовершенствования. Но в действительности прогресс, достигнутый в демократических процессах в условиях глобальной геополитической нестабильности, также очень важен.
Исторический контекст избирательной системы Узбекистана
Чтобы понять значение этих реформ, важно рассмотреть исторический контекст избирательной системы Узбекистана. С момента обретения независимости от Советского Союза в 1991 году Узбекистан пережил несколько избирательных циклов. Во время правления Ислама Каримова в Узбекистане действовала централизованная политическая система с ограниченным пространством для политической оппозиции. Избирательный процесс в основном поддерживал преемственность сложившейся структуры власти, а не служил основным каналом для политических изменений.
Администрация Мирзиёева стремится избавиться от этого наследия, проводя реформы, направленные на повышение прозрачности, подотчетности и участия граждан в управлении. Принятие новой Конституции было направлено на усиление защиты прав человека и достижение целей устойчивого развития к 2030 году. Также было увеличено представительство женщин в политике за счет повышения минимального числа женщин-кандидатов от партий.
Влияние геополитической ситуации на реформы
Эскалация геополитических конфликтов на мировой арене может еще больше помешать проведению масштабных политических реформ. Глобальная среда играет решающую роль. Наиболее демократически развитые государства развивались в стабильных и мирных условиях. Сегодня перед странами Центральной Азии стоит ряд задач, таких как борьба с потенциальным ростом террористических организаций или борьба с преступными группировками. Кроме того, война в Украине негативно повлияла на экономическое развитие стран региона.
В своем последнем Послании народу 2 сентября президент Токаев отметил: «В нашем обществе должны царить закон и порядок. Это является основополагающим условием обеспечения как общественной, так и личной безопасности. Только так мы сможем создать справедливый, чистый и безопасный Казахстан. Для достижения этой стратегической цели необходимо создать благоприятные внешние условия для мирного и устойчивого развития страны. Это задача дипломатии, которая в современных сложных геополитических реалиях должна быть высокопрофессиональной».
Как геополитические вызовы могут повлиять на страны Центральной Азии
Страны Центральной Азии заметно активизировали совместные усилия по борьбе с терроризмом и сотрудничеству в сфере безопасности. 16 мая 2024 года состоялась первая встреча секретарей безопасности стран Центральной Азии. Президент Токаев отметил, что сохраняются высокие риски, связанные с деятельностью международных террористических организаций. На 6-й Консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил разработать Концепцию обеспечения региональной безопасности и стабильности.
Ухудшение международной обстановки неизбежно сказывается на странах Центральной Азии. С 2022 года почти все страны региона столкнулись с политическими преобразованиями. Война в Украине имела определенные преимущества для стран Центральной Азии, но они также столкнулись с рядом проблем: инфляция, вызванная различными экономическими факторами, привела к значительному росту цен на продовольственные и непродовольственные товары. Серьезные логистические проблемы, возникшие в результате санкций, негативно сказались на регионе, ограничив возможности стран по экспорту и транспортировке товаров, поскольку многие важные торговые пути проходят через Россию. Это сдерживает торговлю и вносит неопределенность в транспортные потоки, делая регион более уязвимым к внешним экономическим факторам. Также растет неопределенность в отношении будущих затрат по займам, уровня инфляции и цен на энергоносители, что усложняет долгосрочное планирование и финансовую стабильность, особенно в условиях глобальной экономической нестабильности.
Сравнительный анализ: уроки Индии и США
Опыт Индии и США может послужить для Узбекистана и других стран региона ценным уроком в стремлении улучшить демократические процессы.
Индия — одна из крупнейших и наиболее сложных демократий в мире, с надежной избирательной системой, которая развивалась десятилетиями. Независимый избирательный орган, Избирательная комиссия Индии, является автономным конституционным органом, ответственным за проведение свободных и справедливых выборов по всей стране. Ее независимость имеет решающее значение для поддержания беспристрастности и доверия к избирательному процессу. В Индии также используются электронные машины для голосования с бумажными контрольными карточками избирателей для обеспечения прозрачности и точности голосования. Эта технология сыграла значительную роль в снижении уровня мошенничества и повышении доверия избирателей. Кроме того, избирательная система Индии делает акцент на инклюзивности, обеспечивая доступность избирательных участков для всех граждан. Недавно принятые меры облегчают голосование на дому для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, что отражает стремление расширить участие в голосовании.
Соединенные Штаты предлагают иной взгляд на демократические практики, который может быть полезен для стран Центральной Азии. В отличие от централизованной индийской модели, выборы в США проводятся на уровне штатов, что обеспечивает гибкость, но в то же время приводит к несоответствиям между штатами. В США используются различные методы голосования, включая бумажные бюллетени и электронные системы, с акцентом на местный контроль. Многие американские штаты предлагают голосование по почте (заочное голосование) и досрочное голосование, чтобы сделать избирательный процесс более доступным для различных слоев населения, включая тех, кто может испытывать трудности с голосованием в день выборов по причине работы, состояния здоровья или по другим причинам. Эти варианты направлены на повышение активности избирателей и удовлетворение их разнообразных потребностей.
Внедрение лучших практик в Центральной Азии
Для успешного проведения избирательных реформ страны региона могут использовать передовой опыт Индии и США. Создание независимых избирательных комиссий может повысить доверие и прозрачность. Внедрение безопасных технологий голосования может повысить доверие избирателей. Внедрение мер по обеспечению инклюзивности, таких как доступные избирательные участки и возможность голосования по почте, может расширить участие избирателей. Рассмотрение возможности проведения поэтапных выборов может помочь решить проблемы материально-технического обеспечения. Внедрение этических кодексов может обеспечить честность выборов.
Любая адаптация зарубежных практик должна учитывать уникальный культурный контекст стран Центральной Азии. Международные модели представляют собой ценную основу, но они должны быть адаптированы к местным условиям и традициям. Укрепление организаций гражданского общества имеет решающее значение для поддержки демократических реформ. Эти организации могут сыграть важную роль в информировании избирателей об их правах и обязанностях, а также в мониторинге избирательных процессов для обеспечения справедливости.
Заключение: путь вперед
В этом контексте проведение политических реформ в регионе является сложной задачей, хотя определенные шаги в этом направлении предпринимаются. По этой причине страны Центральной Азии могут сделать больший акцент на упрощении некоторых процедур, например, в избирательном секторе, чтобы повысить уровень участия граждан.
По мере того, как Узбекистан и другие страны региона продолжают демократические преобразования, извлекая уроки из опыта устоявшихся демократий, таких как Индия и США, они стоят на пороге того, чтобы не только испытать политические реформы, но и продемонстрировать приверженность демократическим принципам на глобальном уровне. Это может проложить путь к более инклюзивному и представительному будущему, основанному на прозрачности, подотчетности и участии граждан — фундаментальных элементах структуры управления, адаптированной к уникальному культурному контексту, - обеспечивая успешную адаптацию зарубежной практики и способствуя подлинной конкуренции, укрепляя демократию в Центральной Азии и за ее пределами.
Автор: Эльданиз Гусейнов
Источник: How Can Central Asian Countries Advance Democratization Efforts Amid Geopolitical Uncertainty?
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников