Экономическая история Центральной Азии — это история впечатляющего роста, но для поддержания этой траектории и достижения устойчивого, долгосрочного развития регион должен диверсифицировать свои сырьевые отрасли. По словам Николая Подгузова, председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР), который инвестирует в широкий спектр отраслей в регионе, хотя Центральная Азия извлекает выгоду из своих обширных природных ресурсов, опора только на них не обеспечит индустриализацию, необходимую для будущего процветания.
«С 2000 года ВВП на душу населения в Центральной Азии вырос почти в три раза, что является довольно впечатляющей историей роста», — сказал Подгузов в интервью bne IntelliNews. Однако, несмотря на эти успехи, Центральная Азия все еще отстает от развитых стран по уровню жизни. Путь вперед, по его мнению, ясен: «Если мы хотим быстрого и устойчивого роста, индустриализация имеет решающее значение. Промышленность позволяет странам продвигаться по цепочке создания стоимости, создавая больше рабочих мест, повышая доходы и заработную плату».
Подгузов оспаривает мнение о том, что Центральная Азия может процветать, продолжая концентрироваться на своих природных ресурсах. «Не каждая страна в регионе может специализироваться на сырье», — говорит он. Более того, он утверждает, что диверсификация необходима для создания современной и устойчивой экономики. «Чтобы сократить разрыв с другими странами со средним уровнем дохода, обрабатывающая промышленность в Центральной Азии должна вырасти в полтора раза по сравнению с нынешним уровнем».
Экономические преобразования
Пока Центральная Азия идет по этому пути, ЕАБР играет важную роль в ее экономической трансформации. Расположенный в Алматы банк развития, который уделяет большое внимание несуверенным проектам и частному сектору, сделал значительные инвестиции в инфраструктуру и промышленное развитие региона. «Практически весь инвестиционный портфель нашего банка посвящен этим направлениям», — говорит Подгузов.
Только в 2022 и 2023 годах банк инвестирует 3,8 млрд долларов, что превышает объем финансирования, предоставляемого другими многосторонними банками развития (МБР) в странах-участницах. В настоящее время оплаченный капитал банка развития составляет 1,5 млрд долларов, а его совокупный инвестиционный портфель достиг 15,3 млрд долларов к середине 2024 года. На каждый доллар, внесенный акционерами ЕАБР, банк мобилизовал десять долларов инвестиций в странах-участницах: Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызской Республике, России и Таджикистане. Ожидается, что проекты, поддерживаемые ЕАБР, создадут около 37 000 постоянных рабочих мест и принесут 1,4 млрд долларов ежегодных налоговых поступлений.
«Самое главное, эти проекты направлены на повышение уровня жизни более 200 млн человек в Евразийском регионе», — говорит Подгузов.
Текущая стратегия ЕАБР, рассчитанная на 2022–2026 годы, направлена на усиление роли банка развития в регионе, соответствие целям устойчивого развития (ЦУР) и стандартам экологического, социального и управленческого характера (ESG), рассказал Подгузов bne IntelliNews.
Стремление банка к диверсификации отражается в его стратегических инвестициях в различные отрасли, включая транспортную инфраструктуру, цифровизацию и управление водными ресурсами. «Наш вклад улучшает связность и поддерживает развитие новых отраслей, что необходимо для построения устойчивой и современной экономики», — говорит Подгузов. В более мелких экономиках — Армении, Кыргызстане и Таджикистане — ЕАБР увеличивает объем инвестиций, стремясь к 2026 году увеличить финансирование в четыре раза — до 500 млн долларов.
Перспективы будущего роста
Заглядывая в будущее, Подгузов оптимистично оценивает перспективы роста Центральной Азии. «Центральная Азия — большой и быстро развивающийся регион, и мы наблюдаем здесь впечатляющий прогресс, — говорит он. — За последние 23 года экономика региона росла в среднем на 6,4%. Для сравнения: за тот же период развивающиеся рынки выросли на 5,2 %, а мировая экономика — всего на 3,6 %. Таким образом, Центральная Азия опережает как развивающиеся рынки, так и среднемировые показатели».
В последнее время регион демонстрирует устойчивость перед лицом трудностей: в 2021–2023 годах рост ВВП составил в среднем 4,5%. ЕАБР ожидает продолжения этой тенденции, прогнозируя совокупный рост ВВП Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в 2025–2026 годах на уровне более 5,5%. Казахстан, в частности, будет лидером экономического роста среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«Показатели Центральной Азии свидетельствуют о силе и потенциале региона», — сказал Подгузов. Регион имеет все возможности для достижения устойчивого, долгосрочного роста за счет диверсификации и стратегических инвестиций в инфраструктуру и промышленность.
Комментируя роль ЕАБР в поддержке роста в регионе, он добавил: «Мы сосредоточены на инвестировании в ключевые инфраструктурные проекты в области транспорта, электроэнергетики и основных отраслей промышленности, таких как химическая, нефтегазовая, металлургическая, IT и сельское хозяйство. Однако наша роль выходит за рамки финансирования - мы рассматриваем себя как партнеров по развитию. Согласовывая наши проекты с конкретными потребностями каждой страны, мы стремимся содействовать долгосрочному процветанию во всей Центральной Азии».
Окно возможностей
Еще одним важным фактором, работающим в пользу Центральной Азии, является ее демографическая ситуация. С населением в 79 млн человек, которое растет на 1,6% в год, регион располагает большой и растущей рабочей силой. Это контрастирует с другими частями региона развивающейся Европы, где большинство стран страдают от долгосрочного сокращения численности населения из-за эмиграции и низкого уровня рождаемости.
Подгузов с оптимизмом смотрит на экономические последствия этого роста населения, который он рассматривает как «демографическое окно возможностей», которое продлится в течение следующих 15–20 лет.
«Экономика региона растет в среднем на 6,4% в год, достигая 458 млрд долларов», — говорит Подгузов. Он считает, что растущее население и стратегическое положение Центральной Азии помогут ей использовать внешние рынки и укрепить свое значение в Евразии.
Улучшение транспортных связей
Одним из важнейших элементов экономического будущего Центральной Азии является ее способность улучшить транспортную связь за счет совершенствования инфраструктуры.
Не имеющий выхода к морю регион сталкивается с «серьезными проблемами, когда речь идет о стимулировании регионального развития и экономического роста», — признает Подгузов.
Центральная Азия занимает стратегическое положение в Евразии, и Подгузов считает ее потенциал в качестве транзитного узла ключевым фактором роста.
Однако он указывает на необходимость модернизации транспортной инфраструктуры — от железных дорог до автомобильных дорог и портов. «Многие из существующих объектов транспортной инфраструктуры, такие как железные дороги, автодороги и порты, нуждаются в серьезной модернизации, чтобы соответствовать растущим объемам торговли и повысить общую эффективность. Для этого мы уделяем особое внимание таким проектам, как строительство двухпутных и электрифицированных железных дорог, улучшение дорожной сети и расширение портовых мощностей», — сказал он.
Помимо физической инфраструктуры, ЕАБР также работает над улучшением «мягкой» связи с помощью таких инициатив, как перевод транспортной документации в цифровой формат и оптимизация нормативно-правовой базы. «Если мы сможем вдвое сократить время простоя грузов и транспортных средств на пограничных переходах, экспорт из стран Центральной Азии может увеличиться на 18%, — отметил Подгузов. — Конечно, устойчивость имеет решающее значение. Мы должны быть уверены, что наша транспортная инфраструктура сможет противостоять последствиям изменения климата и соответствовать экологическим стандартам».
Государственно-частное партнерство (ГЧП) играет важную роль в привлечении частного опыта и инвестиций, ускорении развития и модернизации инфраструктуры, повышении эффективности реализации проектов и более эффективном управлении рисками в регионе.
«ЕАБР полностью привержен преобразованию транспортного ландшафта в Центральной Азии посредством стратегических инвестиций и эффективного использования ГЧП. Наша цель — улучшить транспортную доступность, облегчить торговлю и поддержать устойчивое развитие всего региона», — сказал Подгузов.
Стратегическое партнерство
ЕАБР действует не в одиночку, выполняя свою миссию по стимулированию экономических преобразований в Центральной Азии. Он часто сотрудничает с другими МБР и международными институтами. «Мы видим значительный потенциал в сотрудничестве с другими МБР по крупномасштабным проектам развития, обмену знаниями и выработке политики», — пояснил Подгузов.
Одним из ярких примеров — как успешного ГЧП, так и сотрудничества с другими банками развития — является проект Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), который ЕАБР финансировал совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Исламским банком развития (ИБР).
«БАКАД соединяет ключевые международные маршруты в коридоре Восток – Запад, улучшая транспортные связи и открывая новые возможности для грузоперевозок», — сказал Подгузов. Ожидается, что проект снизит загруженность дорог в Алматы и его окрестностях, крупнейшем городе Казахстана, а также будет способствовать развитию торговли во всем регионе. Такие инвестиции, добавляет он, крайне важны для раскрытия потенциала региона как транзитного маршрута между Китаем, Турцией и Европой.
Подгузов также рассказал о сотрудничестве в области исследований с другими МБР, а также о совместном проекте с Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП) и армянским производителем молочных продуктов «Еремян Фарм». Вместе они запустили программу по обеспечению школьников ежедневными порциями молока, чтобы они получали необходимые питательные вещества и витамины.
В рамках отдельной инициативы ЕАБР совместно с Организацией Объединенных Наций работает над региональным проектом по управлению водными ресурсами в Казахстане. ЕАБР планирует предоставить около 5,3 млн долларов технической помощи для проекта, который будет поддерживать такие усилия, как цифровизация водного сектора, создание учебных центров для передового орошения, тестирование новых методов экономии воды и развитие правовых и институциональных рамок.
Доступ к финансированию
Помимо связи, еще одной проблемой для компаний в регионе является доступ к финансированию, и ЕАБР участвует в модернизации финансовой инфраструктуры по всей Центральной Азии.
В Кыргызстане банк совместно с Фондом финансового кредитования, Российско-Кыргызским фондом развития и Кыргызской фондовой биржей (КФБ) модернизировал ИТ-системы биржи с целью привлечения международных инвесторов.
Эта инициатива, финансируемая через Фонд технической помощи ЕАБР, является частью более широких усилий по установлению связей между финансовыми институтами Кыргызстана и другими рынками Евразийского экономического союза (ЕАЭС), позиционируя КФБ как центральную биржевую экосистему в регионе.
В рамках аналогичного проекта в Армении ЕАБР модернизировал торговые платформы Армянской биржи ценных бумаг, сделав рынок более доступным для инвесторов. В период с 2019 по 2023 год эта модернизация привела к увеличению стоимости аукционов по продаже государственных ценных бумаг на 138 % и увеличению количества ценных бумаг, включенных в листинг, в три раза.
В Казахстане ЕАБР создает окно исламских финансов и планирует расширить свой инвестиционный портфель в Центральной Азии. Учитывая большое количество мусульманского населения в регионе, исламские финансы представляют собой значительную область роста. ЕАБР также привлекает средства на китайском рынке для поддержки инфраструктурных проектов в Казахстане и регионе, что отражает растущий спрос на операции в юанях по мере укрепления сотрудничества с Китаем.
Проблемы, связанные с изменением климата
Центральная Азия очень уязвима к последствиям изменения климата, несмотря на свой относительно небольшой вклад в глобальные выбросы парниковых газов. Регион уже испытывает на себе такие последствия, как изменение погодных условий, сильные засухи и таяние ледников. Это создает серьезные проблемы с доступностью воды, которая необходима для сельского хозяйства, повседневного использования и производства энергии. В таких странах, как Кыргызстан и Таджикистан, около 90% электроэнергии производится за счет гидроэнергии, а значит, нехватка воды может серьезно повлиять на энергоснабжение, особенно по мере роста спроса на воду со стороны различных секторов экономики.
Для решения этих растущих проблем ЕАБР применяет комплексный подход к борьбе с изменением климата, о котором рассказал Подгузов.
В перспективе банк планирует инвестировать более 400 млн долларов в водный и энергетический сектора Центральной Азии в течение следующих трех лет, уделяя особое внимание смягчению последствий и адаптации. Возобновляемые источники энергии являются ключевой частью этой стратегии, при этом около половины текущих энергетических проектов ЕАБР сосредоточены на ветровой, солнечной и гидроэнергетике. Банк считает, что раскрытие потенциала возобновляемых источников энергии в регионе необходимо для снижения зависимости от ископаемого топлива и повышения устойчивости к изменению климата.
«Переход на более чистые источники энергии и повышение эффективности — важнейшие шаги для Центральной Азии», — сказал Подгузов. Например, в Казахстане банк поддерживает реконструкцию крупной электростанции — Алматинской ТЭЦ-3. Этот проект предусматривает перевод станции с угля на газ с целью сокращения выбросов парниковых газов на 62 % к 2030 году.
Такие усилия жизненно важны в регионе, где уголь по-прежнему играет доминирующую роль в производстве энергии, а финансирование переходного периода — помощь промышленности и правительствам в переходе на более чистую энергию — считается не менее важным, чем «зеленое» финансирование.
Помимо энергетических проектов, ЕАБР уделяет особое внимание совершенствованию управления водными ресурсами, что является важнейшим вопросом для Центральной Азии, где 80% водных ресурсов региона используется для ирригации, а 40% теряется из-за устаревшей инфраструктуры. Модернизируя ирригационные системы и внедряя водосберегающие технологии, банк стремится повысить эффективность и сократить потери воды, повышая производительность сельского хозяйства и продовольственную безопасность в регионе. По словам ЕАБР, ГЧП играет важную роль в привлечении инвестиций, необходимых для модернизации этих важнейших систем.
Помимо прямых инвестиций, ЕАБР поддерживает свои государства-члены в разработке низкоуглеродных стратегий, соответствующих Национальным целевым взносам Парижского соглашения. Имея текущий портфель климатического финансирования в размере 900 млн долларов, банк помогает странам перейти к более устойчивой практике, предоставляя техническую помощь и исследования для руководства процессом.
В 2021 году банк выпустил зеленые и социальные облигации, собрав 40 млрд тенге (87 млн долларов) на проекты в области возобновляемой энергетики, водопользования и поддержки малого и среднего бизнеса. Эти облигации были выпущены в соответствии со стандартами Международной ассоциации рынка капитала и подпадают под Рамочную программу ЕАБР по выпуску зеленых и социальных долговых инструментов. Банк пересматривает свои инвестиции, чтобы обеспечить соответствие Парижскому соглашению и усилить внимание к усилиям по смягчению последствий изменения климата.
Автор: Клэр Натталл (Глазго).
Источник: INTERVIEW: Central Asia to grow by diversifying, says EDB chairman
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников