Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан с интересом ожидают результатов противостояния Дональда Трампа и Камалы Харрис, учитывая разрушительное влияние мировых событий на перспективы региона. Также на волоске висит будущее формата контактов «5+1», с помощью которого Белый дом в последние годы пытался закрепиться на постсоветском пространстве.
За несколько дней до выборов президента США, в которых соревнуются Дональд Трамп и Камала Харрис, весь мир гадает, какие последствия будет иметь выбор нового жильца Белого дома вместо ослабевшего Джо Байдена для политики, экономики, экологии и решения продолжающихся войн в мире, особенно в Украине и Израиле.
Страны Центральной Азии также с большим интересом ожидают результатов, учитывая разрушительное влияние мировых событий на перспективы региона.
В свой предыдущий срок Трамп уже имел возможность общаться с центральноазиатскими лидерами, в то время как его оппонент такого опыта не имеет. Точкой отсчета остается контактный формат «5+1», который существует с начала 2000-х годов, когда тогдашний президент Джордж Буш начал встречаться с главами государств этих стран (за исключением Туркменистана, который присоединился позже), чтобы оценить перспективы, все еще обусловленные советским наследием, особенно в Афганистане, и конфликтами, возникшими после атак на башни-близнецы в Нью-Йорке в 2001 году.
Самый влиятельный лидер, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, за время своего долгого пребывания у власти встретился не менее чем с пятью американскими президентами, и именно Барак Обама официально закрепил этот формат, который с тех пор распространился на другие международные уровни.
Преемник Назарбаева, Касым-Жомарт Токаев совершил два официальных визита в США, обсудив различные возможности сотрудничества в области инвестиций, торговли и даже искусственного интеллекта, заключив ряд важных соглашений, благодаря чему Вашингтон стал вторым по величине экономическим партнером Астаны после Москвы.
В 2023 году пять президентов стран Центральной Азии встретились с президентом Байденом, обсудив деликатный вопрос о последствиях санкций против России и попытках обойти их через Центральную Азию. После встречи Белый дом выпустил официальное заявление, в котором говорилось, что в основном обсуждались вопросы энергетической безопасности в регионе, не затрагивая вопросы прав человека, как многие хотели бы видеть сегодня.
Однако Байден назвал встречу «историческим моментом» и призвал проводить их чаще и конструктивнее.
Специалист по Евразии Кэтрин Путц, редактор американского журнала The Diplomat, отмечает, что «ни Харрис, ни Трамп не намекали на возможность продолжения саммитов 5+1», и считает, что кандидат от демократов, похоже, не хочет их возобновлять, несмотря на тот, что состоялся с Байденом, чьим заместителем она по-прежнему является, из-за ее большей чувствительности к вопросу прав человека, который президенты стран Центральной Азии крайне неохотно затрагивают вне своего собственного контекста.
Кыргызский ученый Алишер Хамидов также считает платформу неэффективной и не верит, что она будет развиваться дальше, кто бы ни стал новым жильцом Белого дома после 5 ноября.
Россия не намерена оставлять эти земли под американским и западным влиянием, и почти каждый месяц высокопоставленные чиновники из Москвы посещают эти края, начиная с самого президента Владимира Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Президенты стран Центральной Азии сами часто летают в Москву, поддерживая многочисленные личные отношения с Путиным и русскими и оставаясь связанными с российским пространством на различных уровнях, включая институциональные уровни Евразийского экономического союза и военного альянса ОДКБ.
Американцы понимают, что не могут конкурировать с русскими на этом уровне, и, по словам Хамидова, «двусторонние встречи с каждым партнером в регионе могли бы быть более плодотворными».
Очевидно, что все ожидают узнать позицию Харрис и Трампа в отношении войны в Украине; первая заявила, что готова поддержать Киев «во всем, что необходимо для противодействия российской агрессии», не говоря при этом лишних слов, а Трамп уже давно повторяет, что в случае своего избрания он «закончит войну за 24 часа», усадив обе стороны конфликта за стол переговоров.
Автор: Владимир Розанский
Источник: American Elections and Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников