Политика

Для Астаны проблема Джексона-Вэника остается горячей темой

eurasianet

24.10.2024

Администрация Байдена и Казахстан стремятся к расширению взаимной торговли и инвестиций. Однако устаревший пережиток холодной войны, известный как поправка Джексона-Вэника, остается препятствием для укрепления американо-казахстанских экономических связей.

Казахстан является активным сторонником инициативы США, выдвинутой в начале этого года и известной как процесс B5+1, в рамках которого государства Центральной Азии стремятся снизить торговые барьеры, чтобы привлечь более высокий уровень западных инвестиций. В то же время казахстанские чиновники жалуются, что возможность торговать с Соединенными Штатами омрачается статусом Джексона-Вэника.

Поправка была принята в ушедшую эпоху для решения ушедших геополитических проблем. Она была призвана дать Соединенным Штатам рычаги влияния в отношениях с бывшими коммунистическими странами Центральной Европы и Евразии, обусловив торговые отношения готовностью разрешить свободу передвижения и эмиграции. Приняв эту меру в 1974 году, Конгресс предоставил президенту право ежегодно отменять ограничения Джексона-Вэника для любой страны. Исключение страны из списка Джексона-Вэника на постоянной основе требует принятия соответствующего акта Конгресса.

После краха коммунизма Конгресс отменил ограничения Джексона-Вэника для большинства бывших коммунистических стран, предоставив им постоянный статус нормальных торговых отношений (PNTR). Пять бывших советских республик — Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — по-прежнему подпадают под действие поправки Джексона-Вэника и требуют ежегодного пересмотра, чтобы освободиться от ее действия. Сегодня ограничения по Джексону-Вэнику наложены только на четыре государства: Беларусь, Куба, Северная Корея и Россия.

Необходимость ежегодной сертификации не устраивает Казахстан, чьи дипломаты в Вашингтоне усердно работают над обеспечением статуса PNTR.

«Джексон-Вэник является основным направлением взаимодействия Казахстана с Конгрессом, — говорится в отчете, опубликованном Исследовательской службой Конгресса в августе. — Администрация Байдена поддерживает отмену поправки Джексона-Вэника для Казахстана, утверждая, что это будет свидетельствовать о приверженности США экономическому взаимодействию в то время, когда Соединенные Штаты стремятся помочь Казахстану диверсифицировать свою экономику в сторону от России [и Китая]».

«В свете важности этого вопроса для правительства Казахстана ... отмена потенциально окажет огромное положительное влияние на двусторонние отношения в целом», — добавляется в отчете Исследовательской службы Конгресса.

На инвестиционном форуме, проходившем этим летом в Вашингтоне, посол Казахстана в США Ержан Ашикбаев назвал исключение Астаны из списка Джексона-Вэника «низко висящим фруктом».

Однако по какой-то причине представители Конгресса оставили этот вопрос без внимания. Многочисленные законопроекты, внесенные в предыдущие годы, так и не вышли из комитета. Аналогичный законопроект, внесенный в нынешний Конгресс, H.R. 3611, похоже, постигнет та же участь, несмотря на то что у него появилось 43 соавтора, включая представителей республиканцев и демократов в Конгрессе.

Дэниел Витт, президент Международного налогового и инвестиционного центра в Вашингтоне, считает, что отказ Казахстану наносит ущерб стратегическим интересам США в Центральной Азии. «Самые важные шаги, которые может предпринять правительство США для улучшения инвестиционного климата в Казахстане, — это снятие различных ограничений на инвестиции, таких как давно устаревшая поправка Джексона-Вэника», — сказал Витт в июле во время круглого стола, посвященного развитию региональной торговли.

Источник: Perspectives | Kazakhstan working to lift Cold War-era trade restrictions

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников