Аналитика

Стратегия Токаева: баланс между региональным сотрудничеством и глобальными амбициями

The Central Asia-Caucasus Analyst

17.10.2024

Казахстан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, уверенно заявляет о себе как о региональной державе. На шестой консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии в Астане в августе 2024 года президент Касым-Жомарт Токаев встретился со своими коллегами из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, чтобы обсудить региональное единство и общее видение будущего. Эта важнейшая встреча, на которой была разработана амбициозная концепция развития «Центральная Азия – 2040», стала свидетельством того, что Токаев заложил основу для устойчивого развития и процветания в своем обращении в предыдущем году. В его речи были изложены цели Казахстана по превращению в стабильную среднюю державу, способствующую углублению сотрудничества между государствами Центральной Азии, а саммит 2024 года подкрепил его видение конкретными действиями и соглашениями. Объединяя стратегическое предвидение с региональным сотрудничеством, Токаев позиционирует Казахстан как посредника и лидера, способного провести Центральную Азию через современные геополитические вызовы.

Путь Казахстана к статусу средней державы был обусловлен несколькими факторами, включая богатые природные ресурсы, стратегическое положение и разумную внешнюю политику, которая позволяет сбалансировать отношения с мировыми державами, включая Россию, Китай, Иран и Запад. Роль страны как ключевого игрока в Центрально-Азиатском регионе подкрепляется ее участием в таких глобальных организациях, как ООН, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация исламского сотрудничества (ОИС), Совет североатлантического сотрудничества (САС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Содружество Независимых Государств (СНГ). Однако Казахстан сталкивается с серьезными проблемами в своей роли посредника и средней державы из-за упадка либерального международного порядка, который традиционно поддерживал такие государства. Разрушение норм, регулирующих поведение государств, уменьшило способность Казахстана выступать в качестве посредника в глобальных конфликтах, особенно в эпоху обострения напряженности между Россией и Западом. Кроме того, усиление сотрудничества между ревизионистскими державами, такими как Россия, Китай и Иран, еще больше осложняет стратегическое положение Казахстана, поскольку эти страны бросают вызов либеральной международной системе, на которую опирается Казахстан.

Продолжающаяся экономическая напряженность между Россией и Западом нарушила основные торговые пути, вынудив Казахстан искать более дорогостоящие альтернативы и усугубив проблемы, связанные с отсутствием выхода к морю. Несмотря на эти препятствия, Казахстан адаптируется, используя свои географические преимущества, укрепляя региональное партнерство и изучая новые торговые маршруты, которые могут предложить новые возможности для влияния и сотрудничества. На внутреннем уровне президент Токаев продемонстрировал глубокое понимание проблем Казахстана, особенно в плане поддержания политической стабильности и реагирования на требования общества о проведении реформ. События начала 2022 года, когда попытка переворота обнажила раскол в элите, подчеркнули необходимость для Токаева консолидировать власть и начать значимые реформы. Хотя для решения этих проблем были предприняты некоторые шаги, такие как восстановление контроля над государственными институтами и поиск новых региональных партнерств, правительству предстоит найти хрупкое равновесие. Оно должно учитывать конкурирующие интересы различных элитных групп, реагировать на требования общества о переменах и сохранять свои стратегические позиции в условиях меняющегося глобального ландшафта.

Успех инициативы «Новый Казахстан» будет во многом зависеть от способности республики провести подлинные реформы, сохранив при этом стабильность и используя свои географические преимущества в условиях все более сложной международной обстановки. Хотя Токаеву удалось восстановить контроль над государственными институтами, основные противоречия внутри политической элиты сохраняются, создавая долгосрочные проблемы для стабильности страны.

Для решения этих проблем Токаев сделал приоритетными реформы, направленные на улучшение управления, развитие человеческого капитала и повышение конкурентоспособности страны на мировой арене. Ключевым аспектом этих реформ является внимание Токаева к образованию и культуре. Казахстан активно расширяет партнерские отношения с ведущими университетами и приглашает молодежь из Центральной Азии учиться в стране, признавая важность образования для развития инноваций и экономического роста. Эта стратегия не только создает более квалифицированную рабочую силу, но и укрепляет региональное влияние Казахстана, налаживая образовательные связи с соседними странами.

Если вложить в это дело ресурсы и усилия, то в конечном итоге Казахстан получит долгосрочные решения и результаты, которые не только поддержат текущее состояние страны, но и создадут в целом более образованное население, способствующее стабильности и сотрудничеству в регионе. Кроме того, Токаев призвал к расширению сотрудничества в области информации и аналитики, предложив создать совместные медиапродукты и даже общерегиональный телеканал или новостной интернет-портал. Эта инициатива является частью более широких усилий по укреплению «мягкой силы» Казахстана в регионе и развитию культурного и гуманитарного сотрудничества. Инвестируя в эти сферы, Токаев стремится сформировать более целостную региональную идентичность и показать Казахстан как модель развития и модернизации. 9 августа на шестой консультативной встрече глав государств Центральной Азии президент Токаев подчеркнул стратегический курс Казахстана на укрепление региональных партнерств и повышение роли Центральной Азии в мировом масштабе. Это показало, что Казахстан, как средняя держава, играет уникальную роль в формировании будущего Центральной Азии. Его географическое положение в качестве моста между Каспийским морем и Китаем, а также его экономические интересы во всем регионе позиционируют Казахстан как ключевого игрока коридора Восток – Запад.

Однако успех Казахстана как средней державы будет зависеть не только от его способности регулировать отношения с великими державами, но и от его сотрудничества с другими региональными государствами. На этой встрече Токаев доказал, что он прилагает последовательные и осознанные усилия для продвижения этих идеалов, выступив с речью, в которой он поддержал модели и дорожные карты для постоянного сотрудничества в различных секторах Центральной Азии. Кроме того, успехи Токаева в сотрудничестве с такими государствами, как Узбекистан и Азербайджан, подтверждают его заявление о приверженности региональному сотрудничеству, которое стабилизирует Центрально-Азиатский регион. Партнерские отношения с Узбекистаном и Азербайджаном, которые превращаются в перспективные средние державы, имеют решающее значение для стабильности и развития Большой Центральной Азии. Это партнерство способствует торговле, сотрудничеству в сфере безопасности и региональной интеграции, а также уравновешивает влияние более крупных держав, таких как Россия и Китай. В то же время роль Казахстана в стабилизации более мелких государств региона, таких как Кыргызстан и Таджикистан, важна для поддержания мира и безопасности в Центральной Азии. Усилия Токаева по укреплению влияния Казахстана проявляются в том, что он уделяет особое внимание укреплению региональных альянсов, особенно с Узбекистаном.

Недавние визиты президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Астану ознаменовали новую эру сотрудничества между двумя странами, что привело к установлению стратегических партнерских отношений в сфере торговли, транспорта, энергетики и сельского хозяйства. Лидеры подписали ключевые документы, включая Концепцию регионального развития до 2040 года и дорожную карту промышленного сотрудничества, углубляя экономические и культурные связи. Партнерство, в рамках которого реализуется около 70 совместных проектов на сумму более 3 миллиардов долларов США и в котором занято 14 тысяч человек, направлено на расширение коммуникаций и создание новых торговых коридоров. Кроме того, соглашения об управлении водными ресурсами и культурном сотрудничестве на 2024–2025 годы еще больше подчеркивают приверженность стран региональной устойчивости и общим ценностям.

Становление Казахстана как средней державы — сложный процесс, требующий как внутренних реформ, так и стратегических внешних партнерств. В своей августовской речи президент Токаев изложил четкое видение будущего Казахстана, сделав акцент на устойчивом развитии как пути к долгосрочному процветанию. Статус страны как средней державы зависит от ее способности преодолевать геополитические вызовы, укрепляя при этом прочные региональные альянсы, особенно с Узбекистаном, и обеспечивая внутреннюю стабильность посредством значимых реформ. Реакция президента Токаева на превращение Казахстана в среднюю державу отражает перспективную стратегию, в которой особое внимание уделяется региональному сотрудничеству, внутренним реформам и глобальному участию.

Расширяя образовательные и культурные связи, развивая сотрудничество в области информации и аналитики и укрепляя альянсы с соседними странами, Токаев позиционирует Казахстан как ключевого игрока в будущем Центральной Азии. Однако проблемы, связанные с геополитической напряженностью, экономическими потрясениями и внутренней политической динамикой, остаются значительными. От способности Токаева справиться с этими проблемами будет зависеть, сможет ли Казахстан сохранить статус средней державы и продолжать играть стабилизирующую роль в регионе. Усилия Токаева по сохранению роли средней державы не остаются незамеченными, поскольку Казахстан подтверждает и укрепляет свои партнерские отношения с такими странами, как Узбекистан и Азербайджан, а также взаимодействует с Центральной Азией и международным сообществом в целом. От того, какой путь она выберет, будет зависеть ее успех в формировании будущего Центральной Азии и за ее пределами.

Автор: Эмма Крдзалич — стажер Американского совета по внешней политике (AFPC), где она исследует динамику национальной безопасности, Россию, Россию-Украину, Центральную Азию и Кавказ. Она учится в Университете Грузии, изучает международные отношения, политологию и русский язык, одновременно проходя практику в Вашингтоне по программе «Вашингтонский семестр».

Источник: Tokayev's Strategy: Balancing Regional Cooperation and Global Ambitions

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников