Аналитика

Погоня за казахстанскими ресурсами: перспективы и проблемы

The Central Asia-Caucasus Analyst

03.10.2024

Недавние переговоры между Касым-Жомартом Токаевым и Олафом Шольцем в Астане подчеркнули растущий интерес западных экономик к богатым природным ресурсам Казахстана. Страна богата стратегическими полезными ископаемыми, которые могут стать существенным противовесом доминированию Китая и России в глобальной цепочке поставок, что создает различные экономические и геополитические проблемы для западных стран. Тем не менее, несмотря на богатство природных ресурсов, значительная зависимость Казахстана от Китая и России осложняет его потенциальную роль в удовлетворении растущего спроса Запада на стратегические минералы. Западным странам необходимо разработать конкретную стратегию, определяющую конкретные шаги по оказанию помощи Казахстану в переходе от чрезмерной зависимости от углеводородов к более диверсифицированному экспортному профилю, включающему стратегические минералы. В отсутствие таких инициатив Казахстану будет крайне сложно позиционировать себя в качестве жизнеспособной альтернативы Китаю и России.

Ведущие западные страны, включая США, Францию, Германию и Великобританию, выразили явную заинтересованность в сотрудничестве с государствами Центральной Азии для освоения их обширных, но недостаточно разработанных запасов стратегических природных ресурсов. Особое значение имеют редкоземельные элементы (РЗЭ) и редкие металлы (РМ), такие как уран, литий, тантал, ниобий, индий, скандий, ванадий, таллий и галлий. Этот растущий интерес обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, цель достижения чистого нулевого уровня выбросов требует значительного увеличения использования критических металлов. По прогнозам Международного энергетического агентства, растущее внедрение технологий чистой энергетики приведет к четырехкратному увеличению спроса на РЗЭ и РМ к 2040 году.

Во-вторых, недавняя политика России и Китая по ограничению экспорта критически важных металлов вынуждает западные страны искать альтернативные источники этих важнейших материалов. Учитывая геополитические проблемы в Африке к югу от Сахары — еще одного крупного производителя критически важных металлов, — Центральная Азия становится единственной жизнеспособной альтернативой, и Казахстан играет в ней ключевую роль. Помимо обширной ресурсной базы, правительство Казахстана продемонстрировало твердую приверженность развитию своего значительного потенциала в секторе стратегических минералов. Президент Токаев заявил, что эти полезные ископаемые могут стать «новой нефтью» для страны и ее экономики. Казахстан не только заключил множество международных соглашений, чтобы облегчить доступ западных компаний в сектор стратегических минералов, но и планирует рассекретить информацию о своих месторождениях РЗЭ и РМ, что подчеркивает его стремление стать мировым лидером в этой отрасли. Кроме того, страна намерена сотрудничать с соседним Таджикистаном в поиске и добыче важнейших металлов.

Если Казахстан успешно привлечет иностранный финансовый капитал и опыт в свой сектор стратегических минералов, у страны есть потенциал стать одним из ведущих мировых игроков в этой отрасли. Более того, партнерство и совместные инициативы между Казахстаном и другими странами, богатыми ресурсами, такими как Таджикистан и, возможно, Узбекистан, могут положительно повлиять на глобальную отрасль критических металлов и одновременно снизить стратегическую и опасную зависимость Запада от Китая и России. Партнерство с Казахстаном для удовлетворения его спроса на стратегические минералы представляет собой взаимовыгодную возможность для западных стран; в отличие от других поставщиков, Казахстан не сталкивается с подобной политической дестабилизацией (как в странах Африки к югу от Сахары), не обременен геополитическими амбициями (как Китай) или неоимпериалистическими устремлениями (как Россия), которые могут угрожать региональной стабильности и отпугивать потенциальных инвесторов. Однако усилия Запада по использованию обширной ресурсной базы Казахстана могут быть затруднены тремя внешними факторами. Первая проблема связана с экономической устойчивостью.

Если Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, успешно привлечет прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в сектор критических металлов, начало крупномасштабного производства может привести к значительному снижению мировых цен на эти сырьевые товары. При таких обстоятельствах разведка и добыча критических металлов — процессы опасные, дорогостоящие и экологически неустойчивые — могут стать менее экономически выгодными для страны, а также нанести потенциальный вред ее экосистеме. Несмотря на утверждения президента Токаева, с чисто экономической точки зрения критические металлы не способны стать «новой нефтью» для казахстанской экономики. Ситуация может усугубиться в случае избытка критических металлов на мировом рынке.

Вторая проблема — это «китайский фактор». В настоящее время Китай доминирует в мировой индустрии критических металлов, обладая 35% доказанных ресурсов, 68,5% добывающих и горных мощностей и 80% производства. Поскольку зависимость Европейского союза от китайских РЗЭ и РМ приближается к 98%, а также растущий интерес Китая к природным ресурсам Центральной Азии, вызванный быстрым развитием отечественного сектора микрочипов и «зеленой» энергетики, Центральная Азия становится регионом, имеющим стратегическое значение для Китая.

Учитывая значительное влияние Китая в макрорегионе, укрепленное за счет «мягкой силы», инвестиций, торговых отношений и задолженности местных игроков, для ЕС и США возникает серьезная проблема эффективной конкуренции с Пекином. Кроме того, китайский подход к бизнесу, который подчеркивает невмешательство во внутренние дела и отказывается от продвижения демократии, скорее всего, будет более тесно сочетаться с культурными ценностями и традициями многих стран Центральной Азии, которые не являются полностью демократическими. Третий вопрос касается «российского фактора». Интерес России к критически важному металлургическому сектору Казахстана обусловлен факторами, отличными от китайских. В стратегическом плане Россия стремится сохранить свою значительную роль в урановом секторе Казахстана, поскольку Казахстан производит более 40 процентов мирового урана и является ключевым поставщиком для России. Россия не только частично владеет урановыми рудниками в Казахстане, но и играет решающую роль в экспортной системе страны, а порт Санкт-Петербурга служит важнейшим транспортным узлом для этого экспорта. С точки зрения логистики, определение альтернативных маршрутов в Россию, таких как Средний коридор, потребует внесения изменений в законодательство, касающееся транспортировки урана, и дополнительных инвестиций для повышения пропускной способности этих маршрутов. Даже если эти условия будут выполнены, не следует упускать из виду возможность того, что Россия займет более жесткую позицию.

Исторически между Россией и Казахстаном возникали споры по вопросам, связанным с нефтью в богатом ресурсами Каспийском море. После агрессии России против Украины в 2022 году Казахстан попытался позиционировать себя в качестве альтернативного поставщика углеводородов в ЕС, что было отмечено «загадочным» взрывом, приведшим к гибели двух рабочих на Тенгизе, крупнейшем нефтяном месторождении Казахстана. Усиливающаяся антиказахстанская риторика на российских пропагандистских каналах — напоминающая нарративы, использовавшиеся против Украины до 2022 года, — часто фокусируется на вопросах, связанных с ураном. Поэтому не стоит сбрасывать со счетов возможность провокаций со стороны России, если обстоятельства будут развиваться неприемлемым для нее образом. Эти три фактора создают значительные препятствия для того, чтобы Казахстан мог сыграть важную роль в отказе Запада от зависимости от Китая (и, в меньшей степени, России) в поставках критически важных металлов. Важно отметить, что ни Китай, ни Россия, скорее всего, не откажутся от своих доминирующих позиций в качестве поставщиков РЗЭ и РМ без сопротивления перед лицом растущего присутствия Казахстана на рынке.

Казахстан с его богатыми природными ресурсами и приверженностью мирной внешней политике представляет собой идеального торгового партнера для западных стран, стремящихся удовлетворить свой спрос на РЗЭ и РМ, диверсифицировав при этом свои цепочки поставок в сторону от Китая и России. Однако достижение этой цели сопряжено со значительными трудностями из-за уязвимости Казахстана по отношению к обеим странам. Без конкретной стратегии Запада — детального плана, выходящего за рамки простых договоренностей об импорте-экспорте, эксплуатации ресурсов и расплывчатых обязательств, — Казахстану будет трудно самостоятельно выполнить требования Запада. Будучи геополитически небезопасным и не имея достаточного финансирования, технологий и опыта, Казахстан рискует остаться страной нереализованных возможностей без всесторонней помощи Запада. Чтобы предотвратить этот сценарий, США должны сотрудничать с Европейским союзом, чтобы помочь Казахстану перестроить свою экономическую модель, перейдя от экономики, зависящей в основном от экспорта нефти, к экономике, ориентированной на экспорт стратегических металлов. Этот переход, вероятно, потребует скоординированных усилий по адаптации инфраструктуры к конкретным целям, значительных инвестиций и инновационных стратегий, позволяющих ориентироваться в сложном геополитическом ландшафте макрорегиона, в который также входят такие влиятельные региональные игроки, как Турция и Иран.

Автор: доктор Сергей Суханкин — старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда (Вашингтон, округ Колумбия) и научный сотрудник Североамериканской и Арктической сети обороны и безопасности (Канада).

Источник: Western Powers in Pursuit of Kazakhstans Strategic Minerals: Prospects and Challenges

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников