В последние годы Пакистан стратегически сместил акцент своей внешней политики с геополитики на геоэкономику, отдав приоритет экономическому сотрудничеству, торговле и энергетическим партнерствам, особенно с республиками Центральной Азии (CARs).
Этот поворот соответствует более широкому видению Пакистана — стать региональным торговым и энергетическим центром, используя преимущества своего стратегического положения, а также доступ к Аравийскому морю для не имеющих такого преимущества центральноазиатских стран. За последние два года произошел всплеск дипломатических контактов, торговых соглашений и инфраструктурных проектов, которые укрепили связи Пакистана с CARs и Азербайджаном, что свидетельствует о прогрессе этого поворота в сторону геоэкономики.
Геоэкономика и стратегическое видение Пакистана
Поворот Пакистана к геоэкономике стал ответом на насущные потребности страны в экономическом росте, региональной стабильности и энергетической безопасности. Благодаря своему геостратегическому положению, связывающему Южную, Центральную и Западную Азию, Пакистан позиционирует себя как ворота для торговли и энергоносителей, особенно благодаря таким инициативам, как китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC). Центральным элементом этой стратегии является расширение связей с Центральной Азией и Азербайджаном — богатым ресурсами регионом, стремящимся выйти на мировые рынки.
CARs — Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан — вместе с Азербайджаном предоставляют Пакистану возможность усилить региональную интеграцию и открыть новые экономические коридоры. Это видение подкрепляется желанием CARs и Азербайджана уменьшить свою зависимость от традиционных северных торговых путей и получить прямой доступ к Аравийскому морю через порты Пакистана, в частности, Гвадар.
За последние годы Пакистан значительно расширил свои дипломатические отношения с CARs и Азербайджаном, заложив основу для долгосрочного экономического и стратегического партнерства.
Пакистано-узбекские отношения
Узбекистан находится в авангарде геоэкономической деятельности Пакистана в Центральной Азии. Заметным событием стал визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Пакистан в июле 2024 года. Премьер-министры обеих стран подтвердили свою приверженность многогранным отношениям между своими странами, пообещав расширять сотрудничество в области торговли, коммуникаций, обороны, безопасности, культуры и контактов между людьми. Пакистано-узбекское соглашение о транзитной торговле — еще один стержень двусторонних отношений, который позволяет Узбекистану получать доступ к портам Пакистана. На 8-м заседании Межправительственной пакистано-узбекской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в феврале 2024 года Узбекистан и Пакистан подписали торговое соглашение на сумму 1 млрд долларов США. Посол Узбекистана Ойбек Ариф Усманов отметил, что за последние четыре года товарооборот между Узбекистаном и Пакистаном вырос на 50-60%, причем только за последний год объем двусторонней торговли увеличился с 300 до 400 миллионов долларов США. Он подчеркнул потенциал роста и региональной взаимосвязи между Центральной Азией и Пакистаном. Трансафганский коридор — это уже подписанный железнодорожный проект трех стран стоимостью 4,8 миллиарда долларов, соединяющий Пакистан, Афганистан и Узбекистан. Он включает 573-километровый железнодорожный путь, который свяжет Центральную Азию с портами Пакистана.
Пакистано-казахстанские отношения
За последние два года отношения Пакистана с Казахстаном также укрепились. Подписание казахстанско-пакистанского соглашения о транзитной торговле стало важной вехой, еще более укрепившей роль Пакистана в качестве посредника в торговле экспортом из Центральной Азии. Укрепление двусторонних отношений между Казахстаном и Пакистаном достигло новых горизонтов благодаря сотрудничеству KZT Express, дочерней компании «Казахстан Темир жолы», и компании QazTrade Center for Trade Policy Development с пакистанской National Logistic Corporation (NLC), в результате чего был запущен новый торговый маршрут.
Пакистано-туркменские отношения
Сотрудничество с Туркменистаном в области энергетики остается одним из важнейших направлений деятельности Пакистана. В июле 2024 года министр иностранных дел Исхак Дар провел переговоры с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым, на которых они договорились активизировать совместные усилия по дальнейшему расширению и углублению двустороннего сотрудничества в оборонной, экономической и политической сферах. Газопровод Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ) остается одним из приоритетов, и Пакистан и Туркменистан подтвердили свою приверженность ускорению его строительства. Ожидается, что ТАПИ обеспечит Пакистан 33 миллиардами кубометров природного газа в год, что значительно увеличит энергетический потенциал страны. Туркменистан может стать первой страной Центральной Азии, которая будет использовать пакистанский порт Гвадар в рамках китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), что позволит сократить торговые расходы на 30%. В настоящее время проект соглашения между портом Гвадар и портом Туркменбаши находится на рассмотрении кабинета министров.
Пакистано-азербайджанские отношения
Отношения Пакистана с Азербайджаном заметно укрепились, особенно в последние два года. Азербайджан, ключевой игрок в Каспийском регионе, разделяет с Пакистаном общие стратегические интересы, особенно в области энергетики и оборонного сотрудничества.
Во время визита президента Ильхама Алиева в Пакистан в июле 2024 года обе страны углубили свои двусторонние связи, подписав несколько соглашений. В их числе — соглашение о преференциальной торговле и соглашение о транзитной торговле, направленные на развитие торговли. Другие ключевые области сотрудничества касались энергетики, туризма и обороны. Лидеры также договорились увеличить объем двусторонних инвестиций, поставив цель достичь двух миллиардов долларов, и подчеркнули стратегическую важность трехстороннего партнерства с Турцией. Во время визита Шарифа в Азербайджан в июне 2023 года было достигнуто соглашение, которое позволило Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (SOCAR) в течение одного года поставлять сжиженный природный газ энергетической компании Pakistan LNG по льготным тарифам, причем этот газ будет поставляться от сторонних поставщиков. Кроме того, обе страны планируют создать совместный инвестиционный портфель с оценочной стоимостью 2 миллиарда долларов США для финансирования совместных бизнес-проектов. Шариф добавил, что соглашения по этим проектам будут готовы к подписанию к ноябрю во время его визита в Баку для участия в Конференции ООН по изменению климата 2024 года.
Пакистано-кыргызстанские отношения
CASA-1000 — строящийся проект стоимостью 1,16 миллиарда долларов США, который позволит экспортировать излишки гидроэлектроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Проект рассчитан на передачу 1 300 МВт электроэнергии из Кыргызской Республики и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Сотрудничество в области энергетики остается одним из ключевых направлений в отношениях Пакистана с Центральной Азией. Первый камень в основание проекта был заложен в 2016 году совместными усилиями президента Таджикистана Эмомали Рахмона, главы администрации Афганистана Абдуллы Абдуллы, премьер-министра Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова и премьер-министра Наваза Шарифа. Посол Республики Кыргызстан в Пакистане Уланбек Тотуяев заявил, что строительство CASA-1000 будет завершено к концу 2024 года.
Заключение
Поворот Пакистана к геоэкономике набирает значительные обороты, особенно в контексте углубления его связей с республиками Центральной Азии и Азербайджаном. За последние два года дипломатические визиты на высоком уровне, торговые соглашения и проекты энергетического сотрудничества заняли центральное место, что соответствует цели Пакистана стать региональным торговым центром. От проекта Трансафганской железной дороги до трубопровода ТАПИ и проекта электроснабжения CASA-1000 — экономическое будущее Пакистана все больше переплетается с будущим Центральной Азии и Азербайджана.
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, особенно в обеспечении региональной стабильности и привлечении инвестиций для инфраструктурных проектов, развивающиеся отношения Пакистана с CARs и Азербайджаном обещают изменить региональную динамику и еще больше укрепить его роль в качестве ключевого игрока в региональной экономической интеграции.
Автор: Манахил Джаффер — выпускник факультета международных отношений Национального университета обороны (Пакистан).
Источник: Pakistan’s Vision Towards Central Asia – OpEd
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников