Устойчивый приток денежных переводов, повышение заработной платы и рост интереса к международному туризму стали в этом году основными факторами, способствующими дальнейшему росту в Центральной Азии, говорится в последнем издании доклада Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Перспективы развития региональной экономики».
Хотя, по прогнозам ЕБРР, экономический рост в Центральной Азии снизится с 5,7% в 2023 году до 5,1% в этом году, в основном из-за замедления добычи полезных ископаемых в Казахстане и Узбекистане, банк развития ожидает, что в 2025 году он увеличится до 5,9%.
В оценке также отмечается постоянное стремление стран Центральной Азии развивать свою транспортную, логистическую и энергетическую инфраструктуру, что «внесло положительный вклад в высокие показатели ВВП региона».
Среди стран региона выделяются Кыргызская Республика и Таджикистан, демонстрирующие высокие темпы роста ВВП, причем в первой из них рост будет в пределах одного процентного пункта от двузначного показателя.
Что касается крупнейшей экономики Центральной Азии, Казахстана, то основными драйверами роста в первом полугодии стали торговля, транспорт, сфера услуг и информационные технологии, говорится в докладе.
По прогнозам ЕБРР, в 2024 году экономика страны вырастет на 4%, причем положительный эффект будет достигнут за счет государственных расходов на восстановление пострадавшей от наводнения инфраструктуры и жилья.
Кроме того, согласно отчету «Региональные экономические перспективы» в 2025 году реальный ВВП Казахстана, вероятно, вырастет на 5,5% на фоне запланированного расширения Тенгизского нефтяного месторождения.
Если рассматривать вторую по величине экономику Центральной Азии и самую густонаселенную страну — Узбекистан, то, как отмечается в докладе, рост экономики будет стимулироваться увеличением денежных переводов и числа туристов, а также укреплением секторов услуг и промышленного производства.
ЕБРР ожидает, что экономика Узбекистана вырастет на 6% в 2024 и 2025 годах благодаря продолжению рыночных реформ и инвестициям в инфраструктуру. «Однако дефицит энергоресурсов, который уже привел к увеличению импорта минерального топлива, может стать проблемой и ограничить возможности роста», — говорится в сообщении банка.
Кыргызстан, тем временем, становится все более популярным туристическим направлением, отметил ЕБРР, добавив: «Это способствует росту оборота в секторе общественного питания и увеличению доходов от туристических перевозок. Денежные переводы и реальная заработная плата остаются на высоком уровне, что способствует росту розничной и оптовой торговли».
По прогнозам авторов доклада, в 2024 году ВВП Кыргызстана достигнет 9%, а в 2025 году несколько снизится до 7%. «Потенциал роста страны обусловлен развитием туризма, инвестициями в инфраструктуру, а также экспортом серебра и золота, однако вторичные санкции, связанные с посреднической торговлей, по-прежнему представляют угрозу», — говорится в сообщении ЕБРР.
В Таджикистане повышение зарплат в государственном секторе, пенсий и минимальных зарплат стимулировало внутренний спрос в первой половине года, обеспечив толчок развитию секторов розничной и оптовой торговли, отмечается в докладе.
«В качестве основных факторов роста были названы возобновление экспорта драгоценных и полудрагоценных металлов, увеличение государственных расходов на инфраструктуру и инвестиций в основной капитал», — говорится в сообщении ЕБРР.
Что касается Монголии, то из-за экстремальных погодных условий «дзуд» в этом году был зафиксирован падеж скота на общую сумму 8,1 млн голов, а в первой половине 2024 года сельскохозяйственный сектор сократился, что сдерживает экономический рост, говорится в докладе.
«В то же время увеличение числа иностранных туристов способствовало расширению гостиничного, ресторанного, пищевого и транспортного секторов. Рост экономики Монголии в первые шесть месяцев этого года был поддержан высокими показателями в горнодобывающем, карьерном и обрабатывающем секторах», — добавляется в докладе.
ЕБРР ожидает, что ВВП Монголии достигнет 5% в 2024 году по сравнению с 7% в прошлом году и увеличится на 8% в 2025 году.
«Возможный более сильный, чем ожидалось, рост в Китае может стимулировать внешний спрос, хотя перспективы роста также остаются весьма уязвимыми к колебаниям цен на сырьевые товары и поставок энергоносителей», — говорится в заключении.
Источник: EBRD forecasts robust growth across Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников