Геополитика

Подход Узбекистана к Афганистану в контексте региональной безопасности

The Diplomat

13.09.2024

Учитывая последствия для безопасности и стабильности, страны Центральной Азии должны выработать общий, скоординированный подход к Афганистану. Узбекистан стремится стать в этом лидером.

В 2018 году государства Центральной Азии запустили механизм консультативных встреч, что ознаменовало начало новой волны региональной интеграции. Сегодня вопрос безопасности остается одним из ключевых аспектов внутрирегионального сотрудничества.

В условиях нынешней геополитической напряженности в мире, сопровождающейся ростом насилия и конфликтов различной интенсивности, для стран Центральной Азии жизненно важно поддерживать стабильность в регионе, эффективно противостоять современным вызовам и угрозам. Для консолидации усилий в этом направлении на четвертой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Чолпон-Ате (Кыргызстан) в 2022 году было предложено наладить регулярный диалог между секретарями советов безопасности пяти республик, а также укрепить сотрудничество между военными ведомствами. Первая встреча глав советов безопасности состоялась в мае 2024 года в столице Казахстана.

Среди общих угроз безопасности, с которыми региональные игроки пытаются бороться сообща, — международный экстремизм, терроризм, наркотрафик и незаконная торговля оружием. Однако есть еще один фактор, который вызывает крайнюю озабоченность у стран Центральной Азии: ситуация в Афганистане, которая напрямую влияет на безопасность и стабильность в регионе.

Сегодня Узбекистан проводит прагматичную политику в отношении Афганистана, основанную на принципах тесной дружбы и добрососедства. Но так было не всегда. До 2017 года Ташкент старался дистанцироваться от своего южного соседа, считая его источником угроз национальной и региональной безопасности. Тем не менее дипломатические, экономические и культурно-гуманитарные связи между странами не прекращались.

После прихода к власти талибов Узбекистан стал первой страной, вступившей в открытый диалог с новым — пока еще непризнанным — правительством Афганистана. Такой подход позволил Узбекистану сохранить и даже укрепить динамику двустороннего сотрудничества. Последние несколько лет ознаменовались стремительным ростом взаимной торговли; к концу 2023 года объем товарооборота превысил 860 миллионов долларов. Реализуются совместные инфраструктурные проекты, в том числе строительство железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, которая обеспечит доступ к пакистанским портам в Индийском океане. Ташкент и Кабул активно развивают инвестиционное партнерство в таких важных отраслях, как горнодобывающая промышленность, энергетика и сельское хозяйство.

Сегодня руководство Узбекистана воспринимает Афганистан как страну возможностей, подчеркивает его принадлежность к Центральной Азии и выступает за глубокую интеграцию Кабула в региональные экономические процессы.

Узбекистан последовательно включает афганскую проблему в повестку дня крупных международных мероприятий, таких как сессии Генеральной Ассамблеи ООН, консультативные встречи глав государств Центральной Азии, саммиты Шанхайской организации сотрудничества, Организации тюркских государств и других региональных объединений. Ташкент призвал международное сообщество, а также политические и финансовые институты не изолировать Афганистан. Основное внимание Узбекистан уделяет оказанию широкой гуманитарной помощи афганскому народу, а также борьбе с террористической деятельностью.

Для этого Узбекистан на протяжении многих лет выдвигал ряд предложений: создание постоянной комиссии ООН по Афганистану, создание специального Фонда гуманитарной поддержки Афганистана, создание Международного транспортно-логистического хаба в приграничном городе Термез для оказания гуманитарной помощи афганскому народу, размораживание афганских активов в иностранных банках и использование их для решения социальных проблем Афганистана, создание Контактной группы на уровне специальных представителей стран Центральной Азии по Афганистану, возобновление работы Контактной группы Шанхайская организация сотрудничества – Афганистан. Ташкент также выступает за поддержание диалога с Кабулом по вопросам безопасности границ, водопользования и развития торговли.

Активные действия Узбекистана на афганском направлении имеют мультипликативный эффект, побуждая все больше стран относиться к Афганистану, который раньше рассматривался исключительно через призму конфликта, в позитивном свете. Это создает основу для выработки общего, скоординированного подхода к Афганистану, к чему официальный Ташкент неустанно призывает своих близких соседей и других зарубежных партнеров.

Тем не менее Афганистан продолжает оставаться убежищем для радикальных исламистских группировок. После вывода войск НАТО из Афганистана число боевиков Аль-Каиды и регионального Исламского государства в стране удвоилось. В Афганистане также наблюдается рост террористической активности, что отчасти объясняется бедственным положением афганского народа. По данным Программы развития ООН, около 85% населения Афганистана живет за чертой бедности.

Все это, безусловно, вызывает серьезную озабоченность у стран Центральной Азии, которые глубоко осознают необходимость консолидации для решения афганского вопроса. В этой связи представляется актуальной разработка и принятие региональной стратегии по Афганистану, учитывающей национальные интересы всех центральноазиатских республик.

Целесообразно наладить сотрудничество между силовыми и оборонными ведомствами, объединить военные кадры и военно-технический потенциал государств Центральной Азии для оперативного выявления и отражения внешних угроз региональной безопасности. Также необходимо консолидировать усилия спецслужб стран Центральной Азии с привлечением афганской стороны для проведения контртеррористических операций и выявления «спящих ячеек» террористических группировок, базирующихся в Афганистане.

Важным аспектом обеспечения региональной безопасности является наличие у стран Центральной Азии собственных коллективных сил быстрого реагирования на случай возникновения кризисных ситуаций различной интенсивности. Регион имеет успешный опыт в этом направлении. Летом 1997 года между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном было подписано соглашение о создании Центрально-Азиатского миротворческого батальона (CENTRASBAT) под эгидой ООН. В документе говорилось, что по договоренности подразделения CENTRASBAT могут быть направлены и развернуты на территории одной из сторон. Батальон был расформирован в 1999 году.

В современных условиях возросших рисков для региональной безопасности представляется возможным следовать модели CENTRASBAT. Это позволит государствам Центральной Азии самостоятельно предотвращать внешние и внутренние угрозы региональной стабильности, без участия внешних игроков.

Автор: Наргиза Умарова — научный сотрудник неправительственного исследовательского института Knowledge Caravan в Ташкенте, Узбекистан. Ее исследования посвящены развитию Центральной Азии, тенденциям региональной интеграции и влиянию крупных держав на этот процесс.

Источник: Uzbekistan’s Approach to Afghanistan in the Context of Strengthening Regional Security

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников