Недавнее заключение Азербайджаном альянса с Узбекистаном является не только кульминацией трехлетней дипломатической работы по укреплению их стратегического партнерства, но и важной вехой в недавнем развороте Баку в сторону Азии.
На встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, состоявшейся 23-24 августа в Ташкенте, лидеры двух стран согласовали подробные дорожные карты по промышленному, инфраструктурному и межрегиональному развитию.
Недавно заключенный союз между Азербайджаном и Узбекистаном не только прокладывает путь к более глубокому взаимодействию Баку с регионом Центральной Азии, но и создает положительный прецедент для возможных аналогичных соглашений с Казахстаном и Кыргызстаном. Общее культурное и языковое родство с Центральной Азией прокладывает путь к углублению взаимодействия Азербайджана с государствами региона.
Поворот Азербайджана в сторону Центральной Азии отражает растущую значимость этого богатого энергоресурсами региона после начала российско-украинской войны в 2022 году. Регион также привлекает новый интерес со стороны других стран, таких как Турция, Соединенные Штаты и Европейский союз.
В ответ на изменение геополитического ландшафта и дипломатические разногласия между Западом и Азербайджаном Баку продемонстрировал стратегическую дальновидность, активизировав взаимодействие со странами Центральной Азии, включая Китай. Такой проактивный подход направлен на диверсификацию экономического портфеля и минимизацию рисков войны в Украине и дипломатической конфронтации с Западом. Военная победа во второй Карабахской войне в 2020 году также позволила Азербайджану мобилизовать все свои ресурсы для перестройки внешнеполитических приоритетов.
В результате Баку удалось создать форматы партнерства Азербайджан – Казахстан – Турция и Азербайджан – Турция – Узбекистан с широкой повесткой дня, охватывающей экономику, энергетику, оборону и логистику.
Например, в июле 2023 и 2024 годов Азербайджан принял участие в совместных военных учениях с вооруженными силами Казахстана и Узбекистана с участием подразделений спецназа, военно-воздушных сил и штабных офицеров. Совместные учения с азербайджанским спецназом считаются важными для Узбекистана, учитывая существующие угрозы безопасности, исходящие из Афганистана.
Азербайджан также является жизнеспособным партнером для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, с целью получения доступа к турецкому и европейскому рынкам путем присоединения к флагманскому проекту транзитного маршрута «Средний коридор». Несмотря на географические трудности, Узбекистан стремится утвердиться в качестве регионального логистического хаба, учитывая его экономический потенциал, человеческий капитал и лучшую, чем у соседей, интеграцию в международные цепочки добавленной стоимости и рынки.
5 сентября Узбекистан объявил о своих планах увеличить в 15 раз грузопоток в Европу через Болгарию в рамках маршрута «Средний коридор». Этот амбициозный план способен значительно повысить экономические перспективы региона и укрепить связи с европейскими рынками.
Учитывая этот фактор, Азербайджан намерен стать жизнеспособным мостом между Центральной Азией и Западом, который в последнее время прилагает огромные усилия, чтобы получить доступ к богатому энергоресурсами региону в обход России.
Кроме того, стратегический союз с регионом Центральной Азии позволяет Азербайджану расширить сферу партнерства за пределы традиционных областей, таких как транзит энергоносителей, сельское хозяйство и оборона, и сосредоточиться на относительно новых областях, таких как «зеленая» энергетика.
В мае Азербайджан, Казахстан и Ташкент обсудили возможности прокладки через территорию Азербайджана нового «зеленого» энергетического коридора, он станет мостом, по которому «чистое» электричество от солнечных и ветряных электростанций в Центральной Азии будет поступать в дома и на предприятия Европы.
Такая перспектива интересует некоторые страны ЕС, а именно Болгарию, Венгрию, Румынию, Грецию и Италию, несмотря на многолетнюю словесную войну между Баку и Брюсселем. Этим объясняется готовность этих стран инвестировать значительные средства в проект Черноморского подводного кабеля для снабжения Европы «зеленой» энергией.
Потенциальные выгоды от тесного партнерства с государствами Центральной Азии подтолкнули Азербайджан к взаимодействию с регионом на многих уровнях, включая институциональный. С 2020 года Баку активно наращивает участие в Организации тюркских государств (ОТГ), а недавно заявил о своих амбициях по интеграции в возглавляемую Китаем Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). 18 июля азербайджанские государственные СМИ сообщили, что Баку подал заявку на изменение своего статуса в ШОС с партнера по диалогу на страну-наблюдателя.
Азербайджан считает, что его обновленный подход к региону Центральной Азии и новые приоритеты внешней политики на период после 2020 года повышают его геополитический вес и предоставляют дополнительные рычаги против внешнего влияния.
Одновременно Баку придерживается тонкого подхода, углубляя энергетическое и логистическое партнерство с Европой, несмотря на дипломатическую конфронтацию, объявляя о стратегическом партнерстве с Китаем и поддерживая открытый диалог с Россией. В этом смысле Баку, Астана и Ташкент придерживаются схожей многовекторной дипломатии, чтобы не попасть под влияние какого-либо одного мощного геополитического актора.
Автор: Фуад Шахбазов — стипендиат программы Chevening FCDO Школы государственного управления и международных отношений Даремского университета (SGIA).
Источник: COMMENT: What does Azerbaijan’s pivot toward Central Asia mean?
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников