Аналитика

Будущее программы космических полетов Boeing остается туманным

ARS Technica

12.09.2024

Последняя глава о Starliner

Почти десять лет назад я стоял в международном терминале главного аэропорта Хьюстона и проверял свой телефон. Пока я ждал посадки на рейс в Москву, не за горами было объявление от НАСА: агентство должно было провести отбор частных компаний, которые будут доставлять астронавтов на Международную космическую станцию.

Затем, перед самой посадкой на прямой рейс в Москву, в моем почтовом ящике появилось сообщение от НАСА о программе «Коммерческий экипаж». В соответствии с соглашением о фиксированной цене космическое агентство согласилось заплатить компании Boeing 4,2 миллиарда долларов за разработку космического корабля Starliner; компания SpaceX получит 2,6 миллиарда долларов за разработку своего корабля Crew Dragon.

В то время космический корабль Space Shuttle уже три года как был снят с эксплуатации, и астронавтам НАСА приходилось летать на Международную космическую станцию на корабле «Союз».

«Сегодня мы стали на шаг ближе к тому, чтобы запускать наших астронавтов с территории США на американских космических кораблях и покончить с зависимостью от России к 2017 году», — заявил в релизе администратор НАСА Чарльз Болден.

Я знал об этом слишком хорошо. Будучи космическим репортером газеты Houston Chronicle, я вместе с представителями НАСА отправился в Россию, чтобы посетить Звездный городок, где тренируются астронавты, и осмотреть объекты управления полетами Роскосмоса. Оттуда мы полетели в Казахстан, чтобы осмотреть космодром Байконур и понаблюдать за запуском экипажа «Экспедиции-41» на космическую станцию. В состав экипажа входили два российских космонавта и сотрудник НАСА Буч Уилмор. Я писал об этом в пятой части своей серии Adrift, посвященной состоянию американской космической программы.

Спустя десятилетие все это кажется сюрреалистичным. Я не могу представить себя стоящим, как десять лет назад, рядом с солдатами в Москве и наблюдающим за «Маршем мира» тысяч протестующих по российской столице. Сегодня в России нет места инакомыслию. Аэропорт Домодедово, через который мы летели из Москвы в Казахстан, подвергся атаке украинских беспилотников. Я почти наверняка никогда не смогу вернуться в Россию, особенно после того, как космический босс страны заклеймил меня как «военного преступника».

Но история поворачивается интересным образом. Через десять лет после полета на «Союзе» из Казахстана Уилмор стартовал из Флориды на космическом корабле Starliner компании Boeing. В минувшие выходные этот корабль Boeing вернулся на Землю без Уилмора и его второго пилота Суни Уильямса. И вот мы снова оказались здесь: Уилмор летит в космос, а я думаю и пишу о будущем программ НАСА по полетам человека в космос.

Я не мог не задаваться вопросом: после всего, что произошло за последнее десятилетие, была ли программа Commercial Crew успешной?

Boeing становится невыездным

Программа Commercial Crew была смелой ставкой НАСА, которая вызвала множество критики в адрес космического агентства. Могут ли частные компании действительно сделать шаг вперед и предоставить услуги, которые раньше были доступны только государствам?

Две компании, выбранные НАСА, — Boeing и SpaceX — не уложились в сроки, установленные на 2017 год для своих первых полетов с экипажем. В течение нескольких лет Конгресс задерживал финансирование программы, а во второй половине 2010-х годов каждая из компаний столкнулась с серьезными техническими проблемами. SpaceX преодолела серьезные проблемы со своими парашютами и взорвавшимся космическим кораблем в 2019 году, чтобы триумфально выйти на орбиту летом 2020 года с помощью своей миссии Demo-2, доставив астронавтов NASA Дага Херли и Боба Бенкена на космическую станцию и обратно.

С тех пор SpaceX осуществила семь оперативных полетов на станцию, доставив на орбиту астронавтов из США, Европы, Японии, России, Ближнего Востока и других стран. Сейчас на станции находится экипаж восьмой миссии, а девятая стартует в конце этого месяца и доставит Уилмора и Уильямса обратно на Землю. Crew Dragon — это ничто иное, как грандиозный успех SpaceX и Соединенных Штатов, создавших жизненно важный спасательный круг в то время, когда на фоне ухудшения отношений между Америкой и Россией зависимость НАСА от «Союза», скорее всего, была бы несостоятельной.

Starliner столкнулся с более сложным путем. Первый испытательный полет без экипажа в конце 2019 года был досрочно прерван из-за серьезных проблем с программным обеспечением. После этого НАСА назвало полет «серьезной ошибкой» и заявило, что Boeing придется провести второй испытательный полет без экипажа. Этот полет в 2022 году был более успешным, но сохраняющиеся опасения и проблемы с горючей лентой и парашютами отложили первый полет экипажа до июня этого года. Судьба третьего полета Starliner этим летом и его периодически отказывающих двигателей, которые в итоге привели к тому, что экипажу потребовался альтернативный вариант возвращения на Землю, была хорошо задокументирована.

Рано утром в субботу, после того как Starliner успешно приземлился в Нью-Мексико без экипажа на борту, я присутствовал на пресс-конференции в Космическом центре НАСА имени Джонсона в Хьюстоне. За столом для официальных лиц было расставлено шесть стульев. За неделю до этого НАСА разослало пресс-релиз, в котором объявило о пресс-конференции после посадки, отметив, что на ней будут присутствовать два высокопоставленных чиновника из компании Boeing — Марк Наппи и Джон Шеннон.

Но примерно в 12.20, за 10 минут до начала пресс-конференции, два кресла были убраны. Я спросил представителя НАСА, что происходит, и получил ответ, что мне придется обратиться в компанию Boeing. Шеннон и Наппи на пресс-конференцию не явились.

Не сразу стало ясно, почему представители Boeing отказались от участия. Шеннона особенно любят в космическом агентстве, и многолетний пресс-корпус ценит его откровенность. Он был последним руководителем программы Space Shuttle в НАСА, прежде чем устроиться на работу в Boeing, чтобы руководить программами пилотируемых космических полетов, и ему вряд ли придется столкнуться с враждебной космической прессой.

Так это был успех?

Одно из возможных объяснений заключается в том, что компания Boeing решила выйти из программы коммерческих экипажей. Представители НАСА на пресс-конференции заявили, что они уверены в том, что Boeing продолжит программу, несмотря на то что до сих пор потеряла по меньшей мере 1,6 миллиарда долларов по контракту с фиксированной ценой и может понести еще большие потери на фоне расследования отказов двигателей во время последнего полета Starliner. Но официальных представителей Boeing не оказалось. Сразу после посадки компания опубликовала короткое заявление, в котором не было сказано ни слова о своих планах: «Мы изучим полученные данные и определим дальнейшие шаги по программе».

Таким образом, спустя десятилетие у НАСА есть один поставщик по программе Commercial Crew, а со временем может появиться и второй. Достаточно ли этого?

Лори Гарвер, занимавшая должность заместителя администратора НАСА в начале 2010-х годов, была одним из первых сторонников идеи коммерческого экипажа и помогла Белому дому Обамы получить финансирование еще в 2009 году. Она считает программу успешной.

«Мы разработали программу с целью обеспечить американские транспортные услуги для астронавтов на МКС и обратно, — сказала она в интервью Ars. — Хотя Конгресс сильно урезал финансирование программы в течение первых пяти лет, в 2020 году, когда Dragon был сертифицирован, она достигла большого успеха, причем по цене, которая была ниже стоимости всех предыдущих государственных систем пилотируемых космических полетов. Появление еще одного коммерческого поставщика со второй сертифицированной системой сделает программу еще более успешной».

Оригинальные документы, на основании которых в 2011 году была создана программа Commercial Crew, известные как разрешение на разработку, подтверждают мнение Гарвера о том, что инициатива была успешной. У программы было две основные цели:

  • содействовать разработке частной индустрией США безопасных, надежных и экономически эффективных пилотируемых космических перевозок на низкую околоземную орбиту и Международную космическую станцию и обратно для использования правительством США и другими заказчиками;
  • обеспечить возможность приобретения НАСА коммерческих услуг для удовлетворения потребностей в перевозке экипажей МКС, когда такая возможность будет создана и доступна.

По любым разумным меркам программа достигла каждой из этих целей. У НАСА есть безопасный, надежный и экономически эффективный космический корабль Dragon. Оно приобретает полеты Dragon в качестве услуги, предоставляемой компанией SpaceX. А поскольку в настоящее время Dragon выполняет пятую частную миссию — полет космического корабля Solaris Dawn — его используют и другие заказчики.

Фил Макалистер, курировавший коммерческие космические полеты в НАСА на протяжении почти двух десятилетий, был автором документов, учредивших эту программу. Во вторник в своем онлайновом сообщении Макалистер затронул именно этот вопрос об успехе программы Commercial Crew. «Возможно, задавать этот вопрос сейчас преждевременно, поскольку последняя глава о Starliner еще не написана», — написал он.

«Но я понимаю эти настроения и выскажу свое мнение, — добавил он. — Да, это успех».

Автор: Эрик Бергер — старший редактор по космосу в Ars Technica, освещающий все: от астрономии до частного космоса и шаткой политики NASA, а также автор книги Liftoff о взлете SpaceX. Эрик — сертифицированный метеоролог, живет в Хьюстоне.

Источник: The future of Boeing’s crewed spaceflight program is muddy after Starliner’s return

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников