Во время ежегодного обращения к народу 2 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил, что 6 октября в стране пройдет референдум, на котором будет принято решение о строительстве атомной электростанции. Эта идея вынашивалась уже некоторое время. Впервые Токаев поднял эту идею в 2019 году в рамках более широкой стратегии, направленной на удовлетворение энергетических потребностей страны, снижение зависимости от ископаемого топлива и сокращение выбросов парниковых газов. Предложение набрало силу из-за частых отключений электроэнергии и огромных запасов урана в стране.
Почему правительство стремится построить атомную электростанцию?
Желание Казахстана перейти к использованию атомной энергии обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения энергетической безопасности. В ближайшее десятилетие страна может столкнуться с острой нехваткой электроэнергии. К 2035 году в Казахстане ожидается значительное увеличение потребления электроэнергии до 152,4 млрд кВт/ч. Однако из-за ожидаемого снижения выработки существующих источников энергии, вызванного такими факторами, как вывод из эксплуатации, старение инфраструктуры и ужесточение экологических норм, производство электроэнергии в стране, по прогнозам, упадет ниже 135 млрд кВт/ч. Чтобы удовлетворить растущий спрос, Казахстану потребуется ввести новые генерирующие мощности общей мощностью 26,5 ГВт к 2035 году.
Правительство утверждает, что атомные электростанции необходимы для поддержания стабильной энергетической системы Казахстана. Тимур Жантикин, генеральный директор Казахстанских атомных электростанций (КАЭС), утверждающий, что атомная электростанция — единственный стабильный и безопасный источник электроэнергии, подчеркнул, что многие проекты промышленного развития в Казахстане в настоящее время остановлены из-за недостаточного энергоснабжения. Он подчеркнул, что хотя возобновляемые источники энергии и другие существующие источники энергии являются частью решения проблемы, они пока не способны удовлетворить потребности крупномасштабных промышленных проектов.
АЭС обладают экологическими преимуществами, особенно с точки зрения выбросов. Они не производят парниковых газов, таких как углекислый газ (CO2) и метан, которые являются основными факторами глобального потепления и изменения климата. Кроме того, в отличие от угольных электростанций, АЭС практически не выбрасывают оксиды серы и азота, твердые частицы и другие загрязняющие вещества, которые негативно влияют на здоровье человека и окружающую среду.
Казахстан в значительной степени полагается на уголь, нефть и природный газ для удовлетворения своих энергетических потребностей, что создает значительные экологические риски. Тарик Рауф, бывший руководитель отдела верификации и политики безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), считает, что атомная энергия будет играть решающую роль для стран, стремящихся к достижению целей устойчивого развития. По его словам, «ядерная энергия будет иметь важнейшее значение для устойчивого развития и сокращения выбросов CO2 в ближайшие 40-50 лет».
Однако существуют серьезные опасения по поводу потенциального воздействия планируемой АЭС на озеро Балхаш, которое предлагается использовать для охлаждения реакторов. Озеро Балхаш уже испытывает значительный стресс из-за чрезмерного использования воды из реки Или — его основного источника — в сочетании с повышением температуры в результате изменения климата. Эти факторы привели к снижению уровня воды, повышению солености и сокращению популяции рыбы, которая имеет решающее значение для экосистемы озера.
Хотя Жантикин настаивает на том, что атомная станция не нарушит водный баланс озера Балхаш, он также признает важность учета долгосрочных последствий. Он подчеркнул, что за водным балансом озера необходимо следить в течение следующего столетия, особенно если учесть, что атомная станция будет работать как минимум столько же времени.
Если проект будет реализован, то строительство атомной электростанции в Казахстане обойдется в 10–12 миллиардов долларов. Однако сторонники проекта считают атомную энергию экономически выгодной благодаря низкой стоимости топлива, длительному сроку службы и стабильному производству энергии. Правительство также надеется, что проект позволит создать рабочие места, увеличить налоговые поступления и стимулировать смежные отрасли.
Реакция общественности на референдум
Предложение о строительстве АЭС в Казахстане вызвало неоднозначную реакцию общественности. Согласно опросу, проведенному в августе, лишь незначительное большинство (53,1%) поддерживает эту идею.
Несмотря на то, что Казахстан выступает за нераспространение ядерного оружия, многие казахстанцы с опаской относятся к плану строительства АЭС из-за истории страны с ядерными испытаниями в советское время, которые оставили неизгладимые последствия для окружающей среды и здоровья людей. Казахстан добровольно отказался от четвертого по величине в мире ядерного арсенала, унаследованного от Советского Союза, когда страна обрела независимость. В стране находится Банк низкообогащенного урана (НОУ) МАГАТЭ, который служит глобальным резервом низкообогащенного урана, обеспечивая стабильные и безопасные поставки ядерной энергии и снижая риски, связанные с распространением ядерного оружия.
Воспоминания о Чернобыльской катастрофе 1986 года также вызывают беспокойство и неприятие ядерной энергии. Дэвид Калп, вице-президент по консалтингу американской компании NAC International, опровергает эти опасения, подчеркивая надежные меры безопасности на современных атомных электростанциях. В недавнем интервью казахстанским СМИ он заявил, что «атомные электростанции оснащены многоуровневыми системами безопасности и дублирующими механизмами, призванными свести к минимуму риск аварий».
МАГАТЭ также участвовало в оценке готовности Казахстана к развитию ядерной энергетики в рамках многочисленных миссий, включая миссии по комплексному обзору ядерной инфраструктуры (ИНИР). В ходе этих миссий был отмечен прогресс Казахстана в таких областях, как ядерная безопасность, аварийное планирование и обращение с радиоактивными отходами. Однако необходима дальнейшая работа по укреплению нормативно-правовой базы и разработке комплексного плана развития инфраструктуры атомной энергетики.
МАГАТЭ и Казахстан также подписали пятилетнее рамочное соглашение об углублении сотрудничества, охватывающее развитие инфраструктуры атомной энергетики, а также ядерную и радиационную безопасность. В прошлом месяце министерство иностранных дел Казахстана организовало мероприятие с участием представителей МАГАТЭ и заместителя Генерального секретаря ООН, чтобы обсудить приверженность Казахстана делу ядерного нераспространения.
Геополитический фактор
Жители Казахстана, скорее всего, не будут беспокоиться о внешних последствиях строительства атомной электростанции, но этот шаг не лишен геополитических последствий. Казахстан находится на перекрестке крупнейших держав, включая Россию, Китай и Европейский союз, которые заинтересованы в энергетическом ландшафте региона. Если российская государственная корпорация «Росатом» получит контракт на строительство АЭС, это усилит роль России в развитии атомной энергетики Казахстана. И наоборот, если Казахстан выберет нероссийского партнера — например, компании из Китая, Южной Кореи или Франции, — это может означать отход от орбиты Москвы.
Европейские страны, наряду с Соединенными Штатами, проявляют интерес к энергетическому сектору Казахстана. Для Европы атомная электростанция в Казахстане может означать более стабильные и диверсифицированные поставки урана и потенциально обогащенного ядерного топлива, что позволит снизить зависимость от других геополитических игроков, таких как Россия, которая исторически доминирует в секторе атомной энергетики. Потенциальное участие таких компаний, как французская EDF, в казахстанском атомном проекте может стать противовесом российскому и китайскому влиянию в регионе.
Референдум — только начало процесса
По мере того, как Казахстан приближается к референдуму, который состоится в следующем месяце, результаты опросов и поддержка правительством строительства первой АЭС позволяют предположить, что население, скорее всего, проголосует за него. Однако ожидаемое одобрение — это только начало длительного процесса, прежде чем любая атомная электростанция будет построена и начнет работать.
Правительству придется тесно сотрудничать с международными организациями, такими как МАГАТЭ, чтобы привести свои правила в соответствие с мировыми стандартами. Для обеспечения финансирования, вероятно, потребуется сочетание государственных средств, частных инвестиций и международных займов. Сам этап строительства может занять до десяти лет. На протяжении всего этого процесса Казахстану необходимо будет наращивать человеческий капитал для эксплуатации станции.
Однако, как отметил Токаев в своем обращении к народу, в настоящее время в 30 странах мира работает около 200 атомных электростанций. Казахстан, возможно, уже на пути к тому, чтобы войти в этот список.
Автор: Найджел Ли, специализируется на внешней политике России, геополитических событиях в Центральной Азии и вопросах контроля над вооружениями. Он работает в Вашингтоне, округ Колумбия.
Источник: Referendum to Decide Kazakhstan’s Nuclear Energy Ambition
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников