Одним из свидетельств растущего интереса к Среднему коридору является сумма денег, уже выделенных на проекты вдоль его маршрута, сообщили 3 июля участники конференции «Порты и логистика Черного и Каспийского морей 2024» в Констанце (Румыния).
Коридор, уже вызвавший острую дискуссию о том, следует ли его строить для использования или сначала нужно доказать необходимость его строительства, — это маршрут, по которому грузы будут перемещаться с востока на запад через Каспийское и Черное моря. Это в значительной степени мультимодальный проект, он также является многострановым, многоколейным и иногда называется Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ).
На европейском направлении Констанца взяла на себя обязательства по плану расширения стоимостью 1,1 миллиарда евро (1,2 миллиарда долларов США), сказал Франк Буссе, вице-президент по Европе и партнер HPC Hamburg Port Consulting, который представил обзор вероятного развития коридора.
По информации, полученной от портовых властей, это финансирование предназначено для развития пирсов IIIS-IVS в Южном порту города. В стадии подготовки находятся и другие проекты, не дешевые и не крупные, такие как 122,6 млн евро на улучшение дорожной инфраструктуры и 162 млн евро на строительство причалов в порту Констанцы, добавляет издание.
На другом берегу Черного моря, в Анаклии (Грузия), будет построен огромный порт, который, как сообщается, уже поручен китайскому консорциуму, а в Поти, еще одном возможном грузинском мегапорту, планируется расширение, оцениваемое в 200 миллионов долларов США. «Посмотрим», — так оценил эти события Буссе.
Опять же на Каспии Азербайджан и Казахстан, как говорят, потратят до 300 миллионов долларов на порты, а Азербайджанское каспийское морское пароходство — еще 60 миллионов долларов на суда.
В небольшие — по крайней мере, на данный момент — казахстанские порты Актау и Курык также собираются инвестировать большие средства: по сообщениям, в них будет вложено 600 миллионов долларов США. Далее на восточном берегу Каспийского моря порт Туркменбаши в Туркменистане, по слухам, инвестирует до 1,5 миллиарда долларов США. «Звучит много», — сказал Буссе, добавив, что это «вероятно, долгосрочный инвестиционный план».
Другие цифры еще более поразительны. Ранее в этом году Европейский союз объявил об общем обязательстве инвестировать 10 миллиардов евро в устойчивое транспортное сообщение в Центральной Азии, и эта цифра все еще вызывает недоумение в Констанце спустя шесть месяцев.
Достигнутые соглашения также включали в себя региональную транспортную программу, финансируемую ЕС, которая будет принята в 2025 году, когда Евросоюз предложит техническую помощь для продвижения существующих и будущих проектов, связанных с транспортом, координационную платформу для мониторинга прогресса и развития, а также программу регионального процветания, ориентированную на практическую деятельность и использование транскаспийских транспортных сетей.
С этого года в министерствах транспорта всех пяти стран Центральной Азии будут работать советники-резиденты по твиннингу, а в ближайшие месяцы начнутся встречи по мягким связям.
«На рынке много денег, много инвестиций, все думают о том, как участвовать в этом грузопотоке», — сказал Буссе на конференции в Констанце.
ЕС — не единственный субъект, который движется с большой скоростью. По всему коридору и за его пределами те, кто находится на местах и в частном секторе, обращаются за помощью в виде консультантов, добавил он.
По словам Буссе, HPC «в настоящее время работает» над технико-экономическим обоснованием системы портовых сообществ в Румынии.
За последние три года Грузия предложила HPC «довольно широкий спектр проектов», включая разработку пилотной схемы «единого морского окна», технико-экономическое обоснование логистического центра в Тбилиси и особой экономической зоны в Поти, где также проводится анализ рынка региона, добавил он.
В Казахстане частный железнодорожный оператор запросил и рассматривает возможность создания интермодального терминала. На другом конце коридора находится Венгрия, одна из стран Юго-Восточной Европы, не имеющих выхода к морю, которую он призван обслуживать.
Там реализуется проект по оптимизации интермодальных терминалов и поддержке внедрения интермодальных терминальных операций.
«Это довольно много запросов», — сказал Буссе, который охарактеризовал процесс в Asia Cargo News как «динамичный», получивший реальное развитие после войны на Украине и продолжающийся три раза в неделю.
Грузы уже движутся по коридору, по которому в прошлом году было перевезено 2,75 миллиона тонн, что на 86% больше, чем в 2022 году. Его потенциал огромен: две движущие силы — страны, расположенные за ним, и возможность 500 000 TEU (двадцатифутовый эквивалент — прим. Check-point.kz) в том, что Буссе назвал «внутренней торговлей» между странами, расположенными вдоль него.
«Эта дополнительная инфраструктура способствует развитию региона», — сказал Буссе. Но вопрос о том, кто заплатит за то, чтобы ее потенциал был полностью реализован, остается открытым. «Я считаю, что сначала нужно что-то построить. В этом и заключается проблема: инвестиции в тяжелые активы».
Автор: Майкл Маки
Источник: BILLIONS COMMITTED TO MIDDLE CORRIDOR PROJECT
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников