Экономика

«Цифровой Шелковый путь» по Среднему коридору

Daily Sabah

19.08.2024

Благодаря инвестициям Казахстана и Азербайджана в размере более 50 миллионов долларов США по дну Каспийского моря будет проложен значительный волоконно-оптический кабель, объявил недавно министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Жаслан Мадиев. Телекоммуникационные провайдеры из обеих стран будут работать вместе над завершением проекта.

Транскаспийская волоконно-оптическая кабельная линия является частью более масштабной инициативы, известной как проект «Цифровой Шелковый путь», который был впервые запущен Азербайджаном в 2018 году. Целью «Цифрового Шелкового пути» является создание цифрового телекоммуникационного коридора между Европой и Азией. Программа предусматривает передачу цифрового контента и интернет-услуг из европейских центров в азиатские страны через Азербайджан. Расположенный на историческом Шелковом пути, Азербайджан должен стать ключевым транзитным узлом для цифрового контента и услуг таких крупных операторов, как Google и Amazon. Проект предусматривает создание в Баку Центра обмена данными в интернете, что позволит расширить региональные связи. Эта инициатива, признанная важнейшим стратегическим инфраструктурным начинанием, направлена на укрепление цифрового транзита между Европой и Азией.

Возникновение нового Шелкового пути

Азербайджанский проект «Цифровой Шелковый путь» будет поддерживать более широкую международную инициативу, известную как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), также называемый Средним коридором. Созданный в феврале 2014 года, ТМТМ направлен на развитие торговых отношений, транспорта и логистики по примеру исторического Шелкового пути, который соединял древние цивилизации Востока и Запада через Центральную Азию. Проект был основан на соглашении между различными странами и организациями, включая Казахстан, Азербайджан и Грузию. Позже ТМТМ расширился и включил в себя Украину, Румынию, Польшу и Турцию. Средний коридор начинается в Китае и проходит через эти страны, в конечном итоге достигая Европы.

Инициатива направлена на создание альтернативного, эффективного и надежного торгового маршрута, снижающего зависимость от морского транспорта и обеспечивающего более быстрое время транзита. Она предполагает создание общего таможенного союза и применение единого тарифного принципа на всем протяжении маршрута. Сотрудничество между правительствами, национальными железнодорожными компаниями и логистическими провайдерами необходимо для улучшения инфраструктуры, гармонизации таможенных процедур и содействия использованию коридора.

Все чаще говорить о важности Среднего коридора стали во время пандемии COVID-19 и недавних конфликтов в Европе. Поэтому оцифровка Среднего коридора и новые возможности, которые он открывает для стран региона, крайне важны в нынешнюю эпоху. Без этих достижений Средний коридор рискует стать менее конкурентоспособным по сравнению с другими торговыми путями.

Цифровизация обладает огромным потенциалом для стимулирования экономического роста, улучшения качества услуг и расширения возможностей связи в регионе. Таким образом, азербайджанский проект «Цифровой Шелковый путь» можно рассматривать как следующий шаг на пути расширения и цифровизации Среднего коридора.

Цифровизация Среднего коридора

В настоящее время в коридоре проводятся масштабные мероприятия по цифровизации. Они включают стабилизацию расписания транзита и ускорение транспортировки продукции. В частности, соглашение о создании совместного предприятия на паритетной основе было подписано между АО «Азербайджанские железные дороги», НК «Казахстан Темир жолы» и ООО «Грузинские железные дороги». Еще одним важным событием является создание платформ для контейнерного транзита в Среднем коридоре и их интеграция в единую систему для стран-участниц. Это важно для грузоперевозчиков, так как позволит эффективно и бесперебойно передавать информацию.

Кроме того, принятие протокола e-CMR позволит сократить административные расходы и задержки за счет устранения бумажной волокиты в пунктах распределения. Это еще больше оцифрует движение товаров, улучшит связь и торговлю. Онлайн-платформа для экспедирования грузов ASU DKR, разработанная Networks Energy — ведущей ИТ-компанией Казахстана, специализирующейся на железнодорожной логистике, — управляет практически всеми железнодорожными перевозками в стране в безбумажном формате. Эта программа, охватывающая Кыргызстан, Азербайджан и Узбекистан, является частью более масштабных региональных усилий по цифровизации.

Среди заметных событий — подписание меморандума о взаимопонимании между итальянской компанией Sparkle и азербайджанской AzerTelecom о создании цифрового коридора, соединяющего Европу и Азию, а также соглашение между Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве южного оптоволоконного кабеля по дну Каспийского моря. Предложения, выдвинутые на саммите Организации турецких государств по продвижению цифрового развития, демонстрируют стратегическое видение значительного сокращения времени в пути и расширения цифровой связи в этом регионе.

Поэтому цель Азербайджана в рамках запущенного в 2018 году проекта «Цифровой Шелковый путь» заключается в цифровизации Среднего коридора путем создания современной оптоволоконной сети, которая соединит Европу и Китай с рынками Центральной и Южной Азии через Южный Кавказ. Эта инициатива позволит улучшить доступ к цифровым услугам для 2 миллиардов человек в странах-участницах и укрепить цифровую экосистему в этих странах. Проект предусматривает прокладку волоконно-оптических кабелей с двумя основными ответвлениями — Азербайджан – Казахстан и Азербайджан – Туркменистан — по дну Каспийского моря. Эта работа является частью более масштабной программы «Азербайджанский цифровой узел».

Цифровые реформы в Азербайджане

В рамках широкомасштабной инициативы «Цифровой хаб» Азербайджан усердно работает над развитием своей цифровой готовности и инфраструктуры для будущих этапов интеграции. Например, национальной целью является увеличение транзитных перевозок через Азербайджан с 10,7 млн тонн в 2022 году до 13,6 млн тонн, что отражает рост на 27%. Страна активно развивает трансграничную IT-инфраструктуру и проводит реформы в области цифровизации, чтобы укрепить свою цифровую экосистему и экономическое процветание, стремясь стать центром цифровизации в географии. Эти реформы позволили создать несколько систем, включая Информационную систему государственного контроля, Азербайджанский цифровой торговый узел и платформы для электронного сельского хозяйства, закупок, правосудия, здравоохранения, образования, социальных услуг и управления имуществом.

Азербайджан также внедрил передовые программы цифрового резидентства, став первой страной, предлагающей мобильное резидентство (m-Residency), и второй (после Эстонии), предоставляющей электронное резидентство (e-Residency). Кроме того, Азербайджан внедряет технологии «умного города» в освобожденных экономических районах Восточного Зангазура и Карабаха. Кроме того, в 2021 году в Азербайджане был создан Центр анализа и координации четвертой промышленной революции (C4IR Azerbaijan) — первая организация такого рода в СНГ. Его задача — возглавить цифровую трансформацию и работать в тандеме с проектами Всемирного экономического форума.

Положительным моментом является то, что эти проблемы стимулируют сотрудничество и инновации. Будущие приоритеты могут включать разработку торговых соглашений нового поколения для цифровой эры, внедрение технологий C4IR (TradeTech) для укрепления внутренней устойчивости и улучшения глобальной торговли, а также решение более широких вопросов цифровой торговли. Эти усилия направлены на превращение Среднего коридора в модель цифровой и инфраструктурной синергии в международной логистике.

Стратегические последствия, геополитическое влияние

Стратегические инвестиции Азербайджана и Казахстана в Транскаспийский оптоволоконный кабель не только модернизируют их физическую инфраструктуру, но и позиционируют их как ключевые центры торговли и обмена информацией между основными экономическими блоками Европы и Азии. Этот проект, вероятно, укрепит их позиции в международных отношениях и позволит им оказывать большее влияние на обсуждение и принятие решений в области трансрегиональной экономики. Кроме того, создание цифрового коридора ставит страны, участвующие в проекте «Цифровой шелковый путь», в выгодное положение по мере того, как цифровые технологии все больше определяют глобальную торговлю, что потенциально позволяет им влиять на будущие стандарты и правила, связанные с цифровой торговлей. Этот стратегический маневр направлен не только на преобразование местных экономик, но и на переопределение международных партнерских отношений и регионального лидерства в развивающемся цифровом ландшафте.

Автор: Аяз Мусеибов — советник исполнительного директора Азербайджанского центра анализа экономических реформ и коммуникаций.

Источник: Reviving the Silk Road with a new digital link | Opinion (dailysabah.com)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников