Развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, или Срединного коридора) в качестве жизнеспособного маршрута потребует проведения крупных региональных реформ, сказала Trend в эксклюзивном интервью Амели Шурих Рей, экономист и аналитик по вопросам политики отдела Евразии Директората Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по глобальным отношениям и сотрудничеству.
Пути развития Срединного коридора
«При условии достаточных инвестиций и упрощения процедур для снижения транспортных расходов Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), также известный как Срединный коридор, может стать привлекательным дополнительным торговым маршрутом, связывающим Казахстан с Европой, одним из его основных торговых партнеров, а также стимулирующим региональную торговлю. Однако если ТМТМ сможет обеспечить существенный рост региональной торговли, то на международном уровне он останется альтернативным торговым маршрутом», — сказала она.
Как отмечает экономист, география ТМТМ требует большего количества мультимодальных переключений между автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, а также большего количества пограничных переходов, чем Северный коридор.
«Даже если в долгосрочной перспективе этот маршрут можно сократить, он страдает от недостаточной привлекательности для частного сектора. Кроме того, при нынешней пропускной способности ТМТМ может принять лишь около 5 процентов из 100 миллионов тонн, которые перевозились по Северному маршруту, и ожидается, что к 2030 году эта доля не превысит 11 процентов. Однако на региональном уровне развитие маршрута могло бы лучше интегрировать экономики Центральной Азии и Кавказа и способствовать дальнейшему развитию местных полюсов роста», — сказала Амели Шурих Рей.
Она отметила, что для реализации потенциала ТМТМ как регионального торгового маршрута потребуются значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру и более эффективные «мягкие» механизмы содействия торговле.
«Если с февраля 2022 года транзит через прикаспийские страны увеличился более чем в два раза, то отсутствие адекватной автомобильной, железнодорожной и морской инфраструктуры, а также соглашений о содействии торговле на этом маршруте привело к серьезным перегрузкам портов и пограничных пунктов. Развитие ТМТМ как жизнеспособного маршрута потребует реформ в области региональной интеграции, инфраструктуры, упрощения процедур торговли и наднациональной координации», — считает экономист.
Казахстан как ключевой транспортный узел
Как она отметила, интерес к Казахстану возрос благодаря его ключевому расположению на альтернативном торговом маршруте — Транскаспийском международном транспортном пути, который предоставляет стране возможность использовать свое стратегическое региональное положение.
«Гранича с Китаем и Россией, Казахстан находится на пересечении основных торговых маршрутов, таких как Северный коридор и коридор Север – Юг в Иран, и представляет собой точку входа на региональный рынок Центральной Азии и Кавказа. Если до сих пор более 80 процентов евразийских железнодорожных грузов проходит через Казахстан, то развитие ТМТМ может способствовать дальнейшему развитию грузоперевозок через казахстанский выход к Каспийскому морю. Только в 2022 году объем перевозок грузов по Каспийскому морю в Казахстане увеличится в 6,5 раза по сравнению с 2021 годом и составит 891 тысячу тонн, а общий объем контейнерных перевозок по ТИТР увеличится на 33% и достигнет 33 600 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент — прим. ред.) в 2022 году. За первые семь месяцев 2022 года казахстанский экспорт через Каспий также увеличился в девять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя предприятия сообщали о производственных трудностях и перегруженности портов», — сказала Амели Шурих Рей.
Экономист отметила, что участие в ТМТМ, как ожидается, даст положительный побочный эффект для экономики Казахстана.
«Улучшение логистических услуг может снизить общую транзитную зависимость Казахстана от России и повысить его торговый потенциал: ожидается, что к 2030 году объем экспорта увеличится на 70 миллионов тонн по сравнению с 2021 годом. В свою очередь, расширение экспортных возможностей даст новые возможности для развития промышленности, производящей более сложные переработанные товары, и будет способствовать диверсификации торговой корзины страны. Если невозможно полностью устранить дефицит расстояний между Казахстаном и основными рынками, такими как Европа, то участие в ТМТМ, тем не менее, может улучшить региональную транспортную связанность, снизить торговые издержки и увеличить объемы торговли», — подчеркнула она.
Устойчивый экономический рост в Казахстане
По словам Амели Шурих Рей, на протяжении более двух десятилетий в Казахстане наблюдается период устойчивого экономического роста, поддерживаемого амбициозной программой реформ, направленной на увеличение вклада частного сектора в экономическое развитие, диверсификацию занятости, производства и экспорта, а также интеграцию в региональные и международные цепочки добавленной стоимости.
«Однако рост по-прежнему сильно зависит от экспорта сырьевых товаров, особенно углеводородов и металлов. Среди региональных аналогов только Туркменистан и Азербайджан имеют более концентрированный экспортный портфель, чем Казахстан, который также значительно превышает концентрацию сопоставимых богатых ресурсами стран ОЭСР, таких как Австралия и Канада. В 2023 году на углеводородную продукцию по-прежнему приходилось более 53 процентов всего экспорта и 15 процентов ВВП. Данные Бюро национальной статистики свидетельствуют о том, что в 2023 году сырьевой сектор в целом (углеводороды, металлы и сельскохозяйственная продукция) обеспечит более 85 процентов всего экспорта», — сказала она.
Как отмечает экономист, продолжающаяся зависимость от углеводородов и полезных ископаемых отражает низкий уровень конкурентоспособности перерабатывающих отраслей, неразвитость частного сектора, особенно малых и средних предприятий, а также барьеры, с которыми компании продолжают сталкиваться в международной торговле.
«Кроме того, за последние два десятилетия темпы роста экономики страны постепенно снижались, что может свидетельствовать о том, что бум в сырьевом секторе не сопровождался ростом производительности в других секторах, в частности в сельском хозяйстве и сфере услуг», — добавила она.
Автор: Али Гасымов
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников