Геополитика

Конфликт с Китаем — главный элемент внешней политики Индии

Eurasia Review

10.07.2024

Отношения между Индией и Китаем были непростыми с момента обретения Индией независимости в 1947 году и создания Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году. Но центральным элементом внешней политики Индии они стали лишь много позже.

Сегодня эти отношения являются главной заботой в кругах политиков в Нью-Дели. Кроме того, они оказывают влияние на соседние с Индией страны и вызывают там недовольство. Конфликт также определяет отношения Индии с мировыми державами.

Последние шаги во внешних отношениях Индии обусловлены антагонистическими китайско-индийскими отношениями: через несколько дней после того, как Нарендра Моди в третий раз занял пост премьер-министра, он вылетел в Италию, чтобы пообщаться с лидерами антикитайского западного блока на саммите G7.

К неудовольствию Китая, 19 июня Индия способствовала встрече делегации Конгресса США с диссидентским тибетским лидером Далай-ламой в Дхарамшале. 

4 июля Моди предпочел отсутствовать на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Казахстане. Китай является одним из основателей ШОС. По всей вероятности, Моди не будет участвовать и в саммите БРИКС в Казани 22 октября. Китай является одним из основателей БРИКС и ведущим игроком в этой организации.

Индия предприняла ряд антикитайских шагов как в своей экономике, так и по соседству с ней. Во внутренней сфере она запретила китайские приложения, обвинив их в шпионаже за индийцами. Она ввела высокие тарифы на импорт из Китая. Китайским компаниям было запрещено участвовать в проектах строительства автомагистралей, микро-, малых и средних промышленных предприятий.

К заявкам на инвестиции в электронную коммерцию и сектор финансовых услуг относились с подозрением. Были приняты меры против отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Все это привело к тому, что в 2022 году потенциальные китайские инвестиции на сумму 6 миллиардов долларов США были задержаны.

В соседних с Индией странах были предприняты меры, чтобы отговорить правительства от предоставления проектов китайцам, и в некоторых случаях они были успешными. Соседние страны чувствовали себя неловко, когда становились площадкой для китайско-индийских разборок. На международных форумах Индия и Китай также спорили то по одному, то по другому вопросу.

Провокации Китая   

4 февраля 2022 года правительство сообщило парламенту, что Китай незаконно оккупирует около 38 тысяч кв. км территории Ладакха. Китайские войска убили 20 безоружных индийских солдат в Галване в Ладакхе в июне 2020 года.

Китай претендует на суверенитет над всем индийским штатом Аруначал-Прадеш и дал новые названия местам в этом штате, раздражая Индию.

Председатель КНР Си Цзиньпин не принял участие в саммите G20 в Индии в сентябре 2023 года, хотя это был престижный проект премьер-министра Индии Моди.

В 2008 году Китай заблокировал вступление Индии в Группу ядерных поставщиков (ГЯП). Он также заблокировал ее вступление в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Китай заблокировал попытку Индии ввести санкции против террористов в ООН. Короче говоря, Китай не желает давать Индии фору в многосторонней сфере.

Актуальность китайско-американских отношений

Бывший министр иностранных дел Индии и посол в Китае Виджай Гокхале пишет для сайта Фонда Карнеги, что КНР оценивает действия Индии с точки зрения ее отношений с США.

С 1940-х годов китайцы никогда не рассматривали Индию как самостоятельную страну с независимой от Запада внешней политикой. Индия не имеет независимого статуса в китайской политике. Индия имеет значение для Китая только в той степени, в какой она играет роль в китайско-американском конфликте.

По мнению китайцев, подписание основополагающих соглашений между вооруженными силами Индии и США в 2023 году означает, что эти государства движутся к союзу, нарушая баланс сил между Китаем и Соединенными Штатами. 

Гокхале приводит слова Йе Хайлина из Национального института международной стратегии Китайской академии общественных наук о том, что в КНР убеждены, будто Индия будет склоняться к США, чтобы получить выгоду, и что Китай неизбежно станет объектом совместного индийско-американского «плана сдерживания Китая».

Проблемы линии фактического контроля

По мнению Гокхале, эскалацию напряженности на линии фактического контроля (ЛФК) на китайско-индийской границе с 2013 года необходимо рассматривать с китайской точки зрения, чтобы понять, почему Китай так часто беспокоит Индию.

Согласно недавнему исследованию Кетиан Чжан, доцента Университета Джорджа Мейсона, Китай использует мягкое принуждение на ЛФК, чтобы предупредить Индию не идти на тотальную войну с Китаем.

Чжан утверждает, что сотрудничество Индии с США еще не достигло такого уровня, чтобы заставить США поддержать Индию в случае войны с Китаем, и что нынешняя сила и уровень принудительных действий Китая в регионе ЛАК достаточны для того, чтобы расстроить Индию, не провоцируя серьезную ответную реакцию или полномасштабную войну.

В понимании Гокхале, Китай считает Индию «неравной» себе и, следовательно, «недостойной» того, чтобы на нее смотрели как на отдельную или независимую державу.

Индия становится актуальной для Китая прежде всего в контексте отношений между великими державами, особенно между США и Китаем.

Китай ожидает, что Индия будет рассматривать проблемы Китая как «глобальные» и, следовательно, требующие немедленного внимания. Он хочет, чтобы Индия рассматривала свои собственные проблемы по отношению к Китаю как «локальные проблемы», которые должны решаться на двусторонней основе. Другими словами, Индия должна быть удовлетворена тем, что Китай не усугубляет эти проблемы!

По мнению Гокхале, китайские лидеры считают, что природа индийского государства, а также асимметрия сил между двумя странами не требуют от Китая перестраивать свою политику таким образом, чтобы она в значительной степени учитывала индийские интересы.

Однако, как это ни парадоксально, китайцы считают, что Индия никогда официально не станет союзником США. Они также полагают, что США не станут напрямую вовлекаться в индийско-китайскую войну, поскольку это будет невыносимым бременем.

В Китае также существует мнение, что Индия не решается играть роль младшего союзника США, поскольку имеет давние традиции проведения внешней политики неприсоединения.

По словам Чжан, даже Четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD) не изменил мнение Китая о том, что США и Индия не будут создавать военный альянс. Поэтому она считает, что вероятность геополитической реакции на сохранение нынешнего уровня принуждения в ЛФК или даже его усиление будет низкой.

Китай недооценивает Индию

По мнению Гокхале, Китай недооценивает потенциал Индии. Индия наращивает свою экономику и военную мощь, а также придерживается своей позиции по пограничному вопросу и нормализации отношений.

Китай хочет, чтобы пограничный вопрос был отодвинут на второй план, а две страны работали над развитием торговли и экономического сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях. Но Индия настаивает на том, что нормальные двусторонние отношения могут существовать до тех пор, пока ситуация на границе не нормализуется, что означает возврат к позициям и согласованным условиям взаимодействия по состоянию на 1993 год. Но Китай не хочет возвращаться к соглашениям 1993 года.

Война маловероятна 

Однако обе стороны, похоже, исключают возможность тотальной войны образца 1962 года. В телевизионном интервью министр иностранных дел Индии Джайшанкар исключил возможность войны, заявив, что будет трудно противостоять стране, чья экономика в пять раз превышает индийскую.

Война или даже значительное усиление китайско-индийской напряженности приведет к тому, что Китай потеряет крупный индийский рынок для своих телекоммуникаций, машиностроения и электронных товаров. По данным Глобальной инициативы по исследованию торговли (GTRI), доля Китая в этом секторе составляет 30 %. Двусторонняя торговля в настоящее время составляет 118 миллиардов долларов США.

Встреча Джайшанкара и Ван И в рамках саммита ШОС

Министры иностранных дел Индии и Китая Субраманьям Джайшанкар и Ван И встретились 4 июля в рамках саммита ШОС в Астане и согласились, что «затягивание нынешней ситуации в приграничных районах не отвечает интересам ни одной из сторон».

Джайшанкар подчеркнул необходимость удвоить усилия для достижения полного разъединения с остающимися районами в Восточном Ладакхе и восстановления мира и спокойствия на границе, чтобы устранить препятствия на пути возвращения к нормальным двусторонним отношениям.

Он подтвердил важность полного соблюдения соответствующих двусторонних соглашений, протоколов и договоренностей, достигнутых между двумя правительствами в прошлом.

«Линия фактического контроля должна соблюдаться, а мир и спокойствие в приграничных районах должны всегда поддерживаться», — сказал Джайшанкар.

Ответ Ван И не упоминается в индийском тексте.

Однако оба министра согласились продолжить и активизировать встречи дипломатических и военных представителей двух сторон, чтобы продвинуть обсуждения и как можно скорее решить оставшиеся вопросы.

С этой целью они договорились о проведении скорейшего заседания Рабочего механизма по консультациям и координации по вопросам индийско-китайской границы (WMCC).

Автор: П. К. Балачандран - старший индийский журналист, работающий в Шри-Ланке для местных и международных СМИ и пишущий на темы Южной Азии в течение последних 21 года.

Источник: Sino-Indian Conflict Is The Centerpiece Of India’s Foreign Policy – Analysis – Eurasia Review

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников