11.06.2024 2793

Отравленная пилюля — мнение о запрете на ввоз урана из РФ в США


Редакция

Корреспондент

Когда 24 февраля 2022 года Россия впервые вторглась на территорию Украины, никто не знал, как долго будут продолжаться боевые действия и каким может быть их исход. Ожидалось, что Киев падет немедленно. Этого не произошло. Прошло более двух лет, а война продолжается, и звуки из России о применении ядерного оружия становятся все пугающе громче.

После вторжения Соединенные Штаты и их союзники по НАТО поспешили помочь защитить — и в некоторой степени вооружить — Украину, в том числе быстро приняв решение о введении санкций на импорт российского топлива. 8 марта 2022 года, всего через 12 дней после вторжения, президент США Джо Байден подписал указ, запрещающий импорт российской нефти, сжиженного природного газа и угля в Соединенные Штаты. Российский уран не был включен в список.

Во время введения в 2022 году запрета на российское топливо многие из нас, участников антиядерного движения, выступали за запрет российского урана. По меньшей мере 12% импортируемого в США урана поступает из России для заправки американских реакторов. Эта цифра возрастает почти до 50%, если учесть также уран, получаемый от российских сателлитов — Казахстана (25%) и Узбекистана (11%). (Другим крупным поставщиком урана в США из одного источника является Канада — 27 %).

13 мая 2024 года президент Байден наконец-то подписал двухпартийный законопроект, запрещающий импорт российского низкообогащенного урана. Согласно законопроекту, запрет затрагивает «необлученный низкообогащенный уран, произведенный в Российской Федерации или российским предприятием» (Росатомом, работающим за пределами России).

Когда мы выступали за бойкот российского урана в начале войны, это было сделано в контексте привлечения внимания к вреду ядерной энергетики и вписывалось в нашу программу по окончательному прекращению использования этой опасной и дискриминационной технологии. Тогда мы спросили, почему ядерный сектор оказался в стороне. Теперь у нас есть ответ. Законопроект — это отравленная пилюля, почти в буквальном смысле.

Принятие законопроекта «высвобождает 2,72 миллиарда долларов, ассигнованных Министерству энергетики средств для инвестирования в обогащение урана на внутреннем рынке и дальнейшего продвижения безопасного и устойчивого глобального снабжения топливом ядерной энергии в соответствии с нашими международными обязательствами», — говорится в сообщении Госдепартамента США.

Все это — часть абсурдной программы по утроению глобального ядерного потенциала к 2050 году (слишком поздно) и, по словам Госдепартамента, «созданию безопасной цепи поставок ядерного топлива, независимой от враждебного влияния, на десятилетия вперед». Ничего подобного не будет сделано.

Хотя новый закон может претендовать на то, чтобы положить конец зависимости США от российского урана, он не положит конец американской зависимости от фатального источника энергии, жертвами которого становятся сообщества, наименее обеспеченные ресурсами для борьбы с ним. Более того, он усложнит путь Америки к экономике, основанной на возобновляемых источниках энергии, перенаправив средства и драгоценное время на самый дорогой и медленный способ решения климатического кризиса (атомную энергетику) вместо более быстрых и дешевых возобновляемых источников энергии.

Невозможно угадать, кто громче всех аплодировал, когда Байден размахивал пером на прошлой неделе.

Руководители компаний Uranium Energy, Terrapower, Centrus и Energy Fuels не могли сдержать своего восторга. Им также не терпится снова начать добычу, переработку и обогащение урана в США, в первую очередь в ущерб коренным американским племенам, живущим на землях, которые уже навсегда изуродованы и отравлены предыдущими подобными операциями и которые все еще ждут адекватной или какой-либо очистки и возмещения ущерба.

Одно из таких мест, Гранд-Каньон, уже находится под угрозой из-за уранового рудника Pinyon Plain, проекта канадской компании Energy Fuels, который начнет работу в январе 2024 года, вопреки решительному противодействию проживающего там племени хавасупай.

«Мы десятилетиями выступали против добычи урана из-за известных рисков для земли, воздуха, воды и людей», — говорит Карлетта Тилоуси, вождь племени хавасупай, которая борется за отмену урановых работ в Pinyon Plain, расположенном недалеко от Красного бутта, священного для хавасупай места.

«Добыча урана на юго-западе нанесла шрамы и оставила ужасающее наследие в виде смертей в наших общинах. Тысячи заброшенных урановых рудников на федеральных и племенных землях до сих пор не очищены», — сказала она.

«Уран будет продолжать отравлять Гранд-Каньон, включая водоносные слои, которые впадают в реку Колорадо, — добавил Тилоуси. — Загрязняющие вещества с уранового рудника, скорее всего, попадут в глубокие водоносные слои, питающие родники Хавасу. Закрытие рудника — единственный способ избежать этого риска».

На территории племени навахо, где запрещена добыча урана, в период пика производства находилось более 500 урановых шахт, все из которых сейчас заброшены, но не очищены. (В США насчитывается более 4 000 заброшенных урановых шахт). Члены племени слишком хорошо понимают, как добыча урана может повлиять на здоровье и благополучие общины.

«Это решение Байдена — ужасная новость», — сказал бывший работник урановых шахт Ларри Кинг из племени навахо, член организации «Восточные навахо дине против добычи урана», которая десятилетиями выступала за очистку шахт. Кинг добавил: «Они никогда не возвращали водоносный горизонт на уровень, существовавший до добычи», — после извлечения урана с помощью выщелачивания в естественных условиях, что является преобладающим методом, используемым в настоящее время. «Компании получили от навахо то, что хотели, и пошли дальше».

Несмотря на запрет, над навахо уже нависла угроза возобновления добычи урана, когда компания Uranium Resources попыталась открыть новую шахту в Черч-Роке, и этот план был отклонен оппозицией племени. Но компания Laramide Resources, базирующаяся в Торонто, выкупила Uranium Resources и хочет добывать там уран, поскольку земля окружена, но не входит в границы резервации Навахо.

Дом Кинга находится в пределах видимости от планов Laramide. «В заявлении о воздействии на окружающую среду говорится, что в радиусе действия проекта есть определенные жилища, и эти люди должны будут переехать, — сказал Кинг. — Я не собираюсь переезжать. Это место, откуда я родом. Я не сдвинусь с места ни на шаг».

После того как Байден подписал закон о запрете импорта урана из России, газета Washington Post опубликовала позорную статью, в которой не прозвучало ни одного голоса коренных американцев. Репортер Максин Джоселоу процитировала руководителей четырех ядерных корпораций и двух политиков, которые поддержали закон. Она лишь вскользь упомянула противников шахт как «других», предварив их анонимное упоминание словами «Хотя некоторые экологи поддерживают ядерную энергетику...».

Зато она с удовольствием повторила полную чушь, изрыгнутую старшим вице-президентом Energy Fuels Кертисом Муром, который заявил, что рудник компании в Гранд-Каньоне не будет представлять «нулевого» риска для водоснабжения и что «уран абсолютно необходим для борьбы с изменением климата».

Американцы, и особенно коренные жители Штатов, заплатят цену за этот законопроект, который, вместо того чтобы запретить импорт урана и отказаться от ядерной энергетики, стремится стимулировать экспоненциальный рост этой грязной отрасли внутри страны.

Во время вторжения России в Украину Скотт Мелбай, исполнительный вице-президент торговой группы Uranium Producers of America, а также вице-президент горнодобывающей компании Uranium Energy, сказал в своем заявлении:

«Агрессия России в Украине подчеркивает опасность зависимости от Кремля и его союзников в стратегически важных поставках энергоносителей и полезных ископаемых. Почти половина урана, необходимого для заправки американских реакторов, закупается в России, Казахстане и Узбекистане. Несмотря на обширные запасы урана в США и возможность производить его в соответствии с самыми высокими стандартами экологии, безопасности и здравоохранения, американское производство почти полностью прекратилось. Американские производители урана неоднократно предупреждали политиков о последствиях такой чрезмерной зависимости, поскольку хищническая рыночная тактика этих государственных конкурентов подрывает отечественную цепочку поставок урана».

После заявления Байдена, сделанного 13 мая, Мелбай сказал: «Это просто смешно, что потребовалось столько времени, чтобы дойти до этой стадии».

Однако пока неясно, насколько глубокий ущерб нанесет России бойкот и когда это произойдет. Как уточняет bne IntelliNews в статье от 19 января 2024 года: «Несмотря на то, что Казахстан является крупнейшим игроком в мире по поставкам урана, большая часть его измельченного урана проходит через российские перерабатывающие заводы, прежде чем экспортируется на мировые рынки». Россия «контролирует более 26% казахстанских урановых месторождений и имеет права на еще 22% годового производства».

Однако запрет на поставки урана в Россию не включает конкретно Узбекистан или Казахстан, а формулировка «российская организация» в законопроекте оставляет ситуацию туманной.

Казахстан, похоже, не сомневается в возможностях, открывающихся в связи с запретом России, и стремится заполнить образовавшуюся пустоту. «Этот законопроект представляет собой значительную возможность для Казахстана, крупнейшего в мире производителя урана, который потенциально может сделать шаг в брешь и предоставить минеральное сырье, необходимое для удовлетворения потребностей США в ядерной энергии», — сообщила газета The Times of Central Asia в январе, после того как законопроект прошел Палату представителей США в декабре прошлого года.

Более того, в законопроект включено довольно серьезное исключение, которое может держать дверь для российского урана широко открытой. В законопроекте говорится, что импорт может продолжаться, если «нет альтернативного жизнеспособного источника низкообогащенного урана для поддержания непрерывной работы ядерного реактора или компании по атомной энергии США; или импорт низкообогащенного урана, описанного в пункте (1), отвечает национальным интересам».

Это сделано для того, чтобы застраховаться от возникшей в результате нехватки поставок уранового топлива, которая может привести к преждевременному или окончательному останову американских реакторов. Отказ продлен до января 2028 года. Таким образом, это беспроигрышный вариант для Росатома, Казатомпрома, североамериканских урановых корпораций, Конгресса США и администрации Байдена, а также очередное трагическое предательство коренных американцев.

Автор: Линда Пентц Гюнтер — редактор и куратор BeyondNuclearInternational.org и международный специалист Beyond Nuclear.

Источник: Russian Uranium Ban Reopens Threat of Uranium Mining Escalation in US BY  

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников