07.06.2024 2438

Приговор Бишимбаеву привел в восторг соседей Казахстана


Atlantic Council

Суд над бывшим министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым за убийство его жены Салтанат Нукеновой потряс казахстанское общество и привел в восторг соседей Казахстана. 13 мая Бишимбаев был признан виновным в убийстве и приговорен к двадцати четырем годам лишения свободы. Судебный процесс стал первым в истории страны, который транслировался в прямом эфире.

Подробности судебного процесса над Бишимбаевым вызвали восторг и возмущение общественности. В ноябре 2023 года Бишимбаев записал, как в течение восьми часов избивал и унижал Салтанат. Часть избиения попала на камеры видеонаблюдения в ресторане. Никто не сообщил об избиении в полицию, а персонал ресторана угрозами заставили замолчать. Двоюродный брат Бишимбаева помог ему скрыть убийство и не вызвал скорую помощь, за что был приговорен к четырем годам лишения свободы. Ранее Бишимбаев был осужден в марте 2018 года и приговорен к десяти годам лишения свободы за коррупцию, но позже был помилован. Суд над ним, начавшийся в конце марта, стал переломным моментом для страны, когда представитель некогда неприкасаемой элиты оказался под пристальным вниманием все более активного гражданского общества и дисциплиной более сильного правового государства.

Дело, за которым пристально следили, помогло мобилизовать группы по защите прав женщин, активизировать гражданское общество и придать новый импульс модернизации и реформам, начатым при президенте Касым-Жомарте Токаеве.

Правозащитные группы приветствуют достигнутый прогресс, но говорят, что еще многое предстоит сделать для решения серьезной проблемы домашнего насилия в стране. По данным исследования Организации Объединенных Наций (ООН), ежегодно в Казахстане более четырехсот женщин убивают сожители. По данным казахстанской неправительственной организации «Международный центр журналистики MediaNet», 60,2% женщин в возрасте от 15 до 49 лет заявили, что хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны партнера.

Активизация движения

Убийство Салтанат вызвало беспрецедентную мобилизацию женщин Казахстана и групп гражданского общества и спровоцировало движение, подобное #MeToo и #BonoboSisterhood. Трагическая смерть Салтанат превратила ее в символ, породив кампанию в социальных сетях с многочисленными видео, на которых она смеется и танцует. Эти видеоролики придали лицо и имя преступлению, которое часто оставляет жертву безымянной, а хэштег #ЗаСалтанат взорвал социальные сети.

Это активизировавшееся движение за права женщин происходит на фоне того, что правительство приняло ряд важных мер по борьбе с домашним насилием. В декабре 2023 года Токаев подписал указ о Плане действий Казахстана в области прав человека и верховенства закона — первую подобную инициативу за более чем тридцать лет независимости.

«Этот план действий направлен на продвижение гендерного равенства, борьбу с любыми формами домашнего насилия, повышение эффективности системы уголовного правосудия, предотвращение пыток и жестокого обращения», — написал Токаев в социальной сети X.

Документ расширил Национальный план действий по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1325, которая продвигает права человека, гендерное равенство и жизнь без дискриминации для женщин и девочек, а также включил меры по решению проблем верховенства закона.

15 апреля, за месяц до вынесения приговора по делу Бишимбаева, Токаев подписал законопроект, принятый парламентом Казахстана ранее в том же месяце и получивший название «Закон Салтанат». Закон направлен на усиление правовой защиты от домашнего насилия путем криминализации побоев и умышленного нанесения легких телесных повреждений, совершенных «в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии или финансово или иным образом зависящего от виновного». Эти виды насилия были декриминализированы и переведены в разряд административных правонарушений в 2017 году при тогдашнем президенте Нурсултане Назарбаеве, ограничившись штрафами и общественными работами. Теперь уголовное наказание восстановлено: причинение легкого вреда здоровью может повлечь за собой до двух лет лишения свободы, а побои — до пятидесяти дней лишения свободы. Закон также обязывает полицию расследовать случаи жестокого обращения с женщинами и детьми, а министерству внутренних дел предписано создать специализированное подразделение по борьбе с домашним насилием. Государственный департамент США поблагодарил Казахстан за рекриминализацию домашнего насилия, назвав закон «очень важным шагом в защите жертв».

Долгий путь вперед

Тем не менее, проблема домашнего насилия и гендерной дискриминации остается широко распространенной в Казахстане и во всей Центральной Азии. Вопрос о криминализации домашнего насилия стоит на повестке дня всех пяти государств Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана) уже несколько лет, особенно после того, как во время пандемии COVID-19 участились случаи жестокого обращения с партнерами. Кроме того, в регионе широко распространена гендерная дискриминация: более 90% женщин сталкиваются с гендерными предубеждениями, как это определено в Индексе гендерных социальных норм ООН, охватывающем политику, образование, экономику и физическую неприкосновенность. Казахстан несколько лучше своих соседей, поскольку, по данным ООН, здесь самая высокая в Центральной Азии доля женщин, не сталкивающихся с гендерными предубеждениями. Но этот процент все еще исчисляется единицами.

Прогресс Центральной Азии более примечателен в сравнении с ее соседями. Возрождение талибов в Афганистане ужасно отразилось на положении женщин, а иранское женское движение жестоко подавляется клерикалами в Тегеране. Россия, северный сосед Казахстана, в 2017 году декриминализировала домашнее насилие, а затем перестала публиковать достоверную статистику по этому вопросу. На самом деле официальная статистика по домашнему насилию в России значительно занижает количество случаев по сравнению с независимыми расследованиями, поскольку российская полиция теперь может отказывать женщинам, которые обращаются за помощью в сдерживании своих жестоких мужей, и отказывается регистрировать и расследовать эти случаи.

В отличие от этого, Казахстан предпринял решительные шаги по развитию Закона о предотвращении насилия в семье от 2009 года и криминализации актов домашнего насилия. Полиция Казахстана теперь обязана расследовать сообщения о насилии в семье, даже если жертва не обращалась в органы власти, на основании показаний свидетелей и видеозаписей. Они также обязаны расследовать случаи насилия в отношении женщин и детей, о которых сообщается в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях. 

Однако в Казахстане еще многое предстоит сделать для борьбы с гендерной дискриминацией и домашним насилием. Следующим шагом должно стать четкое закрепление в Уголовном кодексе отдельного состава преступления, связанного с домашним насилием. Этот закон должен охватывать физическое, сексуальное и экономическое насилие, а также психологическое насилие и преследование. Как только закон будет принят, необходимо обеспечить его эффективное применение и исполнение. Это также потребует работы по изменению общественного мнения, особенно среди мужчин, о праве каждой женщины чувствовать себя в безопасности в своем доме и среди своих родственников.

Недавний прогресс в борьбе с гендерной дискриминацией и домашним насилием в Казахстане был достигнут с большим трудом и давно назревал, но страна движется в правильном направлении. Возмущение, вызванное делом Бишимбаева, помогло принять новый закон и привлечь внимание общественности к проблеме домашнего насилия, что может послужить основой для дальнейших реформ, направленных на обеспечение безопасности женщин в Казахстане. Надеемся, что это будет главным наследием Салтанат.

Автор: Маргарита Асенова - старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда в Вашингтоне, соавтор книги «Евразийский союз: Уязвимые фланги России».

Источник: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/a-high-level-officials-conviction-opens-the-door-for-progress-on-womens-rights-in-kazakhstan/

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников