07.06.2024 2303

Россия строит маршруты в обход Казахстана?


Eurasia Review

Прибыв 26 мая в постсоветский Узбекистан, президент России Владимир Путин встретился со своим коллегой Шавкатом Мирзиёевым перед началом официальных переговоров. Как сообщают российские информационные агентства, сразу после дружеских объятий у трапа в аэропорту Ташкента они отправились в путь на одном автомобиле.

По этому случаю Владимира Путина сопровождали официальные лица российского правительства и главы около 20 областей Российской Федерации. Среди них был и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. По сообщениям СМИ, он обсудил с премьер-министром Республики Узбекистан Абдуллой Ариповым возможности доставки узбекских грузов водным транспортом через международный порт Туркменбаши в порты Астраханской области. Переговоры состоялись в ходе визита российской делегации в Ташкент, сообщает издание «Виртуальная таможня» со ссылкой на пресс-службу правительства Астраханской области. Стороны рассмотрели варианты доставки товаров из Узбекистана в Россию морским путем. В настоящее время они доставляются в Астрахань автомобильным и железнодорожным транспортом через Казахстан. Игорь Бабушкин предложил узбекским компаниям и предпринимателям использовать транзитные возможности Астрахани для поставок товаров из Узбекистана в Россию.

В частности, он и Абдулла Арипов обсудили перспективы доставки грузов из Узбекистана в Россию через морскую составляющую коридора «Север-Юг» в направлении «Порт Туркменбаши — порты Астраханской области». Если называть вещи своими именами, то это означает только одно: попытки проложить путь из Узбекистана в Россию через Туркменистан, а не через Казахстан. Идея, похоже, одна: создать такое транспортное сообщение между Россией и Узбекистаном, а также Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, которое позволило бы им всем миновать Казахстан. Эта идея витает в воздухе уже довольно долгое время. Во всяком случае, сейчас это уже не просто слова. Предпринимались и предпринимаются меры по его практическому применению.

В начале прошлого года в Астрахани состоялись переговоры между представителями четырех стран — России, Туркменистана, Кыргызстана и Узбекистана — об организации регулярных морских транспортных линий между портом Туркменбаши и российскими портами на Каспийском море. В ноябре 2023 года Кыргызстан, Узбекистан и Россия договорились о создании и развитии транспортного коридора в обход территории Казахстана. Соответствующий меморандум был подписан в Ташкенте главами профильных министерств трех стран по итогам транспортного форума стран ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).

В новых условиях выбор должен быть сделан в пользу Туркменистана как транзитной страны, а не Казахстана. Неважно, что Туркменистан, в отличие от Казахстана, не является членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза, и для транзита товаров через эту страну россиянину, узбеку и кыргызу необходимо получать визу.

Но вот что удивительно. Сто пятьдесят лет назад, после завоевания Российской империей среднеазиатских феодальных государств — Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства, Красноводск (переименованный в 1993 году пожизненным президентом Сапармуратом Ниязовым, по его самопровозглашенному титулу Туркменбаши — «Вождь всех туркмен») стал плацдармом царской России для освоения и развития Туркестанской губернии (которая в то время охватывала современные территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана и Южного Казахстана). Строительство Транскаспийской магистрали началось еще в 1879 году. Первоначально линия начиналась от Узун-Ады на Каспийском море, но позже конечная точка была перенесена на север, к порту Красноводска (ныне Туркменбаши). В 1888 году железная дорога через Бухару достигла Самарканда, где остановилась на десять лет, пока в 1898 году не была продлена до Ташкента и Андижана. В 1905 году паромная переправа соединила Красноводск (ныне Туркменбаши) с европейской частью тогдашней России, Баку.

Закаспийская железная дорога и паромное сообщение между Красноводском (Туркменбаши) и Баку тогда были главной транспортной артерией, соединявшей Среднюю Азию с остальной Россией. В советские годы железнодорожная сеть Казахстана и других среднеазиатских республик была значительно расширена, и транскаспийские транспортные маршруты из Центральной Азии в целом в Россию утратили свое былое значение в силу новых экономических реалий. Сейчас Россия, похоже, пытается — по политическим мотивам и при поддержке центральноазиатских соседей Казахстана — возродить логистическую систему, существовавшую более ста лет назад, и адаптировать ее к новым реалиям.

Причины называются разные. Однако ключевой причиной, по-видимому, являются ужесточенные правила транзита грузов, введенные Астаной к концу 2022 года, согласованные с Вашингтоном и Брюсселем.

В любом случае, похоже, что Россия продвигает такой тип логистики, который может быть признан разумным только в случае реального конфликта с Казахстаном.

Автор: Ахас Тажутов — политический аналитик из Казахстана.

Источник: Why Is Russia Promoting A Type Of Logistics That Could Be Seen As Reasonable Mostly In Case Of Conflict With Kazakhstan? – OpEd – Eurasia Review

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников