Несмотря на растущий интерес Европейского союза к развитию Среднего коридора, блоку предстоит еще многое сделать для развития этого торгового маршрута и укрепления своих позиций в Центральной Азии.
Проект Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТП) стал приоритетным для Казахстана и его соседей, а ЕС пообещал выделить 10 миллиардов евро на инвестиции во время январского Форума инвесторов в Брюсселе, где обсуждалось транспортное сообщение ЕС с Центральной Азией.
Однако во внутреннем брифинге Европейской комиссии по глобальной инфраструктурной программе, известной как Global Gateway, содержится предупреждение о том, что ЕС должен активизировать свои усилия по реализации плана стоимостью 300 миллиардов евро и усилить взаимодействие с Центральной Азией, в том числе.
В документе отмечается, что ЕС «не может считать свою позицию чем-то само собой разумеющимся», призывая новую Комиссию, которая появится после июньских выборов, вывести программу Global Gateway на новый уровень, «еще больше стимулируя модернизацию путем взаимодействия со стратегическими партнерами, проводя политику, основанную на экономических интересах».
Потенциал для развития
В экономическом анализе Всемирного банка, опубликованном в конце 2023 года, подчеркивается потенциал развития Среднего коридора в течение следующего десятилетия. В нем прогнозируется, что к 2030 году объемы грузоперевозок увеличатся в три раза - до 11 миллионов тонн с 2,3 миллиона тонн грузов, обработанных в прошлом году.
Всемирный банк также подсчитал, что к 2030 году время в пути между западной границей Китая и Европой сократится вдвое. В январе на Форуме инвесторов ЕС сделал конкретный шаг к этой цели, объявив о начале развития Транскаспийского коридора - скоростного маршрута, который пройдет в обход России и свяжет Европу и Центральную Азию за 15 дней.
Хотя анализ Всемирного банка также выявил несколько препятствий на пути Среднего коридора, страны-участницы заинтересованы в их устранении и расширении его географии. В 2022 году между Казахстаном, Азербайджаном и Турцией была подписана пятилетняя дорожная карта, направленная на снижение перегруженности маршрута.
«Переломный момент» в развитии транспортной сети
Казахстан, не имеющий выхода к морю, находится в центре торговли между Востоком и Западом, играя все более важную роль в качестве транзитной страны и важнейшей составляющей коридора.
В апреле в Астане состоялось седьмое заседание Подкомитета по энергетике, транспорту, окружающей среде и климату, на котором ЕС и Казахстан обсудили ключевые двусторонние вопросы. Стороны высоко оценили прогресс по Транскаспийскому коридору и приветствовали предложение Комиссии о создании Координационной платформы.
Обсуждая ее разработку, высокопоставленный представитель ЕС Хенрик Хололей заявил, что надеется запустить эту платформу до лета, поскольку она станет «идеальным способом содействия и мониторинга реализации проектов».
Хенрик Хололей назвал Транскаспийский маршрут переломным моментом в развитии связей между Азией и Европой, отметив, что Средний коридор является «очень важным инструментом в содействии и ускорении региональной интеграции и экономического развития».
Поскольку Казахстан стал первой страной Центральной Азии, подписавшей с ЕС Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области критически важных сырьевых ресурсов, Хололей ожидает, что в ближайшие годы это станет одним из ключевых направлений. «Существует четкая связь с ТИТР, поскольку функциональный коридор необходим для экспорта продукции», - отметил он.
Обеспечение позиций в Центральной Азии
До войны России в Украине 86 процентов сухопутной торговли между Европой и Китаем проходило по так называемому Северному маршруту, простирающемуся от северной границы Китая до Беларуси и европейского материка.
После введения западных санкций против России Средний коридор стал единственным доступным маршрутом, по которому Европа может торговать с Центральной Азией и регионом Каспийского моря.
Хотя Россия может частично выиграть от развития этого маршрута, перенаправив часть своих товаров и обойдя санкции, а Китай может использовать его для усиления своего влияния в регионе, аналитический центр Европейского совета по международным отношениям (ECFR) утверждает, что преимущества Среднего коридора перевешивают риски.
Регион уже попал в поле зрения Китая и Европы благодаря своему стратегическому положению, огромному количеству ресурсов, а также потенциалу возобновляемых источников энергии. В то же время страны Центральной Азии стремятся диверсифицировать свою экономику и найти новых торговых партнеров. ECFR отмечает, что это стремление усилилось после войны России в Украине.
В исследовании Central Asia Forecasting, опубликованном в журнале International Politics and Society (IPS), говорится, что эксперты Центральной Азии ожидают, что сотрудничество ЕС в области развития и его стратегия развития связей окажут положительное влияние на регион.
Поскольку страны Центральной Азии сталкиваются с различными политическими, экономическими и социальными проблемами и пытаются провести сложные реформы, национальные правительства предпочитают европейские инвестиции, техническую помощь и опыт, что, в свою очередь, может помочь ЕС укрепить свои позиции в регионе.
Автор: Хой Заджми
Редактор: Брайан Магуайр
Источник: Ambitious EU seeks to improve Middle Corridor trade route, secure position in Central Asia – Euractiv
Перевод: Диана Канбакова
Фото из открытых источников