09.02.2024 3014

Казахстан и турбулентность российских санкций


Geopolitical Monitor

Менее чем через месяц исполнится вторая годовщина войны в Украине, и в условиях напряженности в отношениях между мировыми державами Центральная Азия должна сохранять равновесие, подчеркивая необходимость соблюдения санкций против России и одновременно поддерживая теплые дипломатические и торговые отношения с Москвой. Необходима хорошо структурированная, краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная внешняя политика. Казахстан известен своей знаменитой многовекторной внешней политикой, которая теперь должна быть обновлена до «версии 2.0».

Казахстан и Россия имеют вторую по протяженности границу в мире, уступая лишь границе США и Канады. В 2023 году объем двусторонней торговли превысил 20 миллиардов долларов США и останется таким же высоким в 2024 году. Таким образом, Астана не может просто заменить Россию в качестве торгового партнера на другую страну - для сравнения, объем торговли между США и Казахстаном в том же году достиг 3 миллиардов долларов США. Поэтому неудивительно, что президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что будет соблюдать международные санкции против России, но не будет рисковать двусторонней торговлей со своим гигантским соседом.

8 января Центр каспийской политики (ЦКП) организовал круглый стол с послом США в Казахстане Дэниелом Розенблюмом. В своем выступлении посол объяснил, что Вашингтон хочет, чтобы «страны региона... сами решали, с кем им сотрудничать, с кем торговать, [и] с кем поддерживать отношения без излишнего внешнего давления».

Посол также рассказал о Казахстане и санкциях, пояснив, что из 45 категорий товаров, попавших под санкции, «наши эксперты говорят, что [эти товары] составляют менее 2% казахстанского экспорта в Россию». Поэтому даже если Казахстан прекратит «полностью весь этот реэкспорт, трудно утверждать, что это повредит его экономике или даже помешает ему говорить о том, что он много делает с Россией, учитывая активную двустороннюю торговлю в других областях». Посол добавил, что Астана может сбалансировать свои международные обязательства, сохраняя при этом двустороннюю торговлю с Москвой. Эти две цели совместимы. «Проблема не ограничивается только Казахстаном», поскольку другие страны подозреваются в реэкспорте некоторых технологий, попавших под санкции.

Газета The Washington Post и Европейский союз выдвинули ряд обвинений в том, что некоторые частные лица и компании из Центральной Азии поставляют в Россию жизненно важные технологии, такие как полупроводники или шарикоподшипники, против которых США и их союзники ввели санкции, поскольку они могут быть использованы в военных целях. Проект OCCRP (Organized Crime and Corruption Reporting Project) сообщил о том, что хлопковая целлюлоза из Казахстана и Узбекистана продается в Россию для производства «пороха и других топливных материалов». В середине 2023 года сенатор США Роберт Менендес, председатель сенатского комитета по международным отношениям, направил письмо президенту Кыргызстана Садыру Джапарову; в письме глава центральноазиатского государства сообщал, что «несоблюдение или, что еще хуже, пособничество его правительства в торговле с Россией... якобы позволяет России обходить международные санкции».

Во время визита в Германию в сентябре 2023 года президент Казахстана Токаев пообещал соблюдать санкции и не поставлять в Россию определенные товары. Посол Розенблюм отметил, что «послужной список Казахстана [соблюдение санкций, впервые введенных в 2022 году] является хорошим, как с точки зрения их способности предотвратить уклонение от санкций, так и с точки зрения соблюдения всех санкций, когда речь идет об отношениях их внутренних компаний с российскими компаниями». Другими словами, реэкспорт санкционных товаров — это не государственная политика, а скорее решение определенных компаний.

На круглом столе в ЦПК американский дипломат отметил, что казахстанским компаниям приходится прилагать «огромные усилия», чтобы продолжать выживать, не нарушая санкций: «Мы приложили огромные усилия, чтобы работать с ними, чтобы избежать... реэкспорта». Он также признал, что эти 45 категорий технологий, подпадающих под санкции, весьма обширны, поэтому следовать санкциям без ущерба для деятельности компании «непросто». «Если у правительства есть конкретная проблема с тем, как санкции влияют на одну из ваших местных отраслей, приезжайте и поговорите с нами об этом», - сказал посол Розенблюм. Аналогичного мнения придерживается и посланник ЕС по санкциям Дэвид О'Салливан, который в декабрьском интервью заявил: «Мы не хотим навредить традиционной торговле Узбекистана с Россией. Мы должны избегать использования Узбекистана в качестве платформы для обхода санкций». За исключением Кыргызстана, американские и европейские политики придерживаются более дипломатичного и дружелюбного подхода, чтобы побудить своих центральноазиатских партнеров соблюдать санкции.

Вопрос о том, как казахстанская и другие центральноазиатские отрасли смогут выжить в условиях санкций и меняющейся геоэкономической ситуации, является сложным. Учитывая диспропорции между казахстанско-американской и казахстанско-российской торговлей, Вашингтон не сможет заменить Москву в качестве главного торгового партнера Астаны, не говоря уже о торговле с другими странами Центральной Азии. Одно из предстоящих событий, за которым стоит следить, - «Бизнес 5+1», который пройдет в Алматы в марте. Это «платформа для диалога между государственным и частным секторами» для обсуждения «барьеров для ведения бизнеса и обеспечения ускоренного экономического роста в регионе». Хотя санкции, как сообщается, не стоят на повестке дня, укрепление деловых связей с США может убедить некоторые центральноазиатские компании не поставлять России товары, попавшие под санкции.

У каждой страны Центральной Азии свои отношения с Россией, поэтому было бы неправильно обобщать ситуацию и говорить, что «все страны» ведут себя одинаково. Такие страны, как Казахстан, готовы соблюдать санкции, но это непросто, и необходим постоянный диалог с Вашингтоном и Брюсселем.

Автор: Уайлдер Алехандро Санчес - президент консалтинговой фирмы Second Floor Strategies, расположенной в Вашингтоне, округ Колумбия. Он является аналитиком, отслеживающим вопросы обороны и безопасности, геополитики и торговли в Западном полушарии, Восточной Европе и Центральной Азии.

Источник: Kazakhstan and the Turbulence of Russian Sanctions | Geopolitical Monitor

Перевод: Диана Канбакова

Фото из открытых источников