Стратегические интересы США в Центральной Азии сводятся к стабильности и суверенитету, считает главный дипломат Вашингтона в Казахстане, богатой нефтью республике, имеющей протяженные границы с Россией и Китаем.
Учитывая продолжающуюся российскую агрессию против Украины, бывшей советской республики, страны региона приняли стратегию хеджирования, поддерживая глубокие связи с Москвой и одновременно укрепляя отношения с Западом.
Посол США в Казахстане Дэниел Розенблюм заявил 4 января на встрече Центра каспийской политики, что главная цель американской политики в Центральной Азии заключается в том, чтобы Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан «стояли на своем, были полностью суверенными и независимыми странами, которые могут сами решать, с кем им объединяться, с кем торговать, с кем поддерживать отношения - без излишнего внешнего давления».
Розенблюм указал на так называемую группу C5+1, включающую США и пять республик, подчеркнув ее «ценность в том, что она действует как группа, интегрируется друг с другом, сотрудничает — это делает каждого из них сильнее по отдельности».
Вторым направлением для Вашингтона является безопасность границ и борьба с терроризмом, третьим - развитие торговли и инвестиций, четвертым - продвижение прав человека и верховенства закона.
Экономические и политические аспекты
Казахстан является главным деловым партнером Америки в Центральной Азии: в 2022 году объем двусторонней торговли составит 3 миллиарда долларов, а в прошлом году увеличится на 15%, плюс 5 миллиардов долларов прямых инвестиций в 2023 году.
Несмотря на регулярные переговоры по правам человека, Розенблюм заявил, что Вашингтон и Астана «не видят друг друга» по поводу отсутствия значимой политической конкуренции и постоянных арестов критически настроенных лиц.
Базирующаяся в Нью-Йорке организация Human Rights Watch отмечает сохраняющуюся обеспокоенность.
«Спустя два года после масштабных антиправительственных протестов, прокатившихся по Казахстану в январе 2022 года, лишь немногие чиновники были привлечены к ответственности за свое участие в непропорциональном применении силы против протестующих, произвольных арестах и тюремном заключении, пытках и жестоком обращении с задержанными», - говорится в ежегодном докладе HRW, опубликованном на этой неделе.
«Когда я приехал в ноябре 2022 года, в списке [политических заключенных] было семь имен, и этот список постоянно уменьшался. А сейчас их 23, что не является хорошей тенденцией», - сказал Розенблюм.
Акбота Карибаева, аспирант Университета Джорджа Вашингтона, согласна с Розенблюмом, подчеркивая, что пакет преобразований президента Касым-Жомарта Токаева, получивший название «Новый Казахстан», пока не привел к серьезным последствиям.
«В «новом Казахстане» мы продолжаем наблюдать знакомый цикл задержаний активистов за выражение своего мнения и неоднократных отказов в регистрации оппозиционных движений. Пространство для инакомыслия почти не расширилось», - сказала Карибаева.
Утверждая, что Астана соблюдает санкции против России, Розенблюм указал на список из 45 категорий товаров, составленный США, ЕС и Великобританией.
«Эти 45 категорий, по словам наших экспертов, составляют менее 2% казахстанского экспорта в Россию. Даже если бы они вообще не контролировали его, он бы не составлял более 2%», - сказал он.
Розенблюм защитил Казахстан, который имеет 7 644-километровую границу с Россией.
«С тех пор как санкции были впервые введены в 2022 году, я бы сказал, что Казахстан добился хороших результатов, как в плане способности предотвратить уклонение от санкций, так и в плане соблюдения всех санкций, когда речь идет об их внутренних компаниях, отношениях с российскими компаниями, российскими банками и так далее», - сказал он.
В прошлом месяце Казахстан исключил движение «Талибан» из своего списка террористических группировок.
«Они заранее уведомили нас о том, что собираются это сделать, что соответствует духу партнерства без сюрпризов», - сказал Розенблюм. Казахстан ясно дал понять, что не признает правительство «Талибана», и эта позиция остается неизменной до тех пор, пока не будет достигнут международный консенсус и не будут выполнены определенные условия. И это не меняет ситуацию. Они также ясно дали понять, что для них приоритетным является развитие определенного уровня экономических отношений с Афганистаном, даже если у власти там находится режим талибов».
Казахстан против Узбекистана
До своего нынешнего назначения Розенблюм работал послом в Узбекистане, руководство которого также обещало реформы.
«Когда я приехал в Ташкент [в 2019 году], процесс реформ уже длился пару лет. ... Все замедлялось», - сказал он.
По мнению Розенблюма, первые шаги Узбекистана на пути к переменам были впечатляющими, несмотря на те отступления, которые многие наблюдают сейчас, в частности, системные проблемы, проверку приверженности президента Шавката Мирзиёева и готовности его режима перейти от укоренившегося авторитарного правительства к демократическому.
По его словам, Казахстан прошел через фазы реформ, которые привели к ограниченным достижениям, «в отличие от того, что было в Узбекистане, своего рода переломный момент, когда внезапно закрытая система была открыта».
С 2022 года, после январских гражданских беспорядков, в результате которых погибли по меньшей мере 227 человек, Казахстан изменил конституцию, провел президентские и парламентские выборы, которые Токаев назвал «демократическими», несмотря на отсутствие оппозиции. Он поклялся покинуть свой пост в 2029 году, по истечении семилетнего президентского срока.
Токаев обещал децентрализовать власть и укрепить местное самоуправление - шаги, которые, по словам Розенблюма, еще не завершены.
«Присяжные еще не определились. Мы должны дать время, чтобы посмотреть», - сказал он.
Китай, Россия, Иран
Один из вопросов, по которому Вашингтон и Астана расходятся во мнениях, — это отношение Китая к уйгурам, зверства которых США считают геноцидом и преступлениями против человечности. Однако Розенблюм видит здесь некоторый просвет.
«Есть некоторые уйгуры и этнические казахи, которые могут пересечь границу. Они не обязательно получают статус беженца, но по сути они нашли убежище в Казахстане, который выполняет свои международные обязательства по невыдворению», - сказал он, имея в виду принцип, согласно которому просители убежища не должны возвращаться в страны, где им угрожает серьезная опасность для жизни или свободы.
«Они не отправляют людей обратно в Китай», - сказал он.
Торговля Казахстана с Китаем недавно превысила 30 миллиардов долларов, что в 10 раз больше, чем торговля с Соединенными Штатами, что, по словам Розенблюма, его не удивляет, «поскольку они близкие соседи».
«Казахи в некотором роде настроены на экономические отношения с Китаем. Они не так подвержены риску и не так уязвимы, как другие страны Центральной Азии, потому что они не взяли на себя столько китайских долгов», - сказал он.
Казахстан продолжит диверсифицировать свои политические и экономические партнерства, прогнозирует Розенблюм, несмотря на растущее влияние Китая и сохраняющуюся зависимость страны от России в области энергетики.
По словам Розенблюма, в Астане с тревогой относятся к частым призывам российских националистов аннексировать Казахстан, но он добавил: «У меня нет ощущения, что существует какая-то непосредственная опасность или угроза северной границе Казахстана».
Являясь частью возглавляемого Москвой Евразийского экономического союза, Казахстан недавно подписал соглашение о свободной торговле с Ираном. По словам Розенблюма, Астана консультируется с Вашингтоном и по этому вопросу.
«Правительство Казахстана к настоящему времени узнало, что подлежит санкциям, а что нет», - сказал он.
Казахстан - региональный лидер?
В то время как Розенблюм высоко оценил Казахстан как «последовательного сторонника» регионального единства и взаимосвязанности, Карибаева заявила, что для того, чтобы стать настоящим катализатором перемен в Центральной Азии, ее страна должна подавать пример.
«Символические жесты и взаимодействие на высоком уровне между странами Центральной Азии и с Соединенными Штатами являются важными сигналами приверженности. Но сейчас необходимо выйти за рамки обсуждений и сосредоточиться на реализации на всех уровнях сотрудничества», - сказала она.
Автор: Навбахор Имамова
Источник: US Ambassador to Kazakhstan Outlines US Engagement in Central Asia (voanews.com)
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников