29.09.2023 2668

Что думают активисты Центральной Азии о новых отношениях США со своим регионом?


The Diplomat

Нынешний подход Вашингтона не учитывает проблемы прав человека. У правозащитников и гражданских активистов Центральной Азии есть предложения, как это исправить.

19 сентября президент США Джо Байден встретился с президентами пяти стран Центральной Азии - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, что стало серьезным обновлением в отношениях США с регионом. Геополитика (Россия и Китай), угроза нестабильности (за последние годы в регионе произошло несколько случаев массового насилия) и глобальные вызовы, такие как изменение климата, заставляют США пересмотреть свой подход к региону - не только в том, что касается приоритетности Центральной Азии, но и в том, какие цели нужно преследовать в этих развивающихся отношениях.

Однако, стремясь к стратегическим победам, Соединенные Штаты рискуют отдать приоритет правам человека и демократии в регионе в угоду авторитарным лидерам Центральной Азии.

Встреча прошла под эгидой Дипломатической платформы С5+1, представляющей собой стратегию «всего правительства», направленную на создание «независимой, процветающей и безопасной Центральной Азии, решающей общие проблемы в партнерстве с Соединенными Штатами». Встреча на уровне президентов, первая в своем роде, и создание секретариата С5+1 в 2022 году - явные признаки того, что США серьезно инвестируют в эту платформу.

К сожалению, эти инвестиции «всего правительства» в значительной степени исключают из инициативы права человека и демократию - предполагаемые приоритеты США в регионе. Это серьезная стратегическая ошибка, учитывая, что массовые нарушения прав человека в Центральной Азии привели к многочисленным вспышкам нестабильности в последние годы. Это также предательство исторической и принципиальной поддержки Соединенными Штатами прав человека и демократии в регионе. Эта поддержка помогла освободить политических заключенных, поддержать зарождающиеся гражданские движения и воспрепятствовать еще более серьезным нарушениям прав человека в Центральной Азии, входящей в число наиболее репрессивных стран мира.

Права человека и демократия не включены в повестку дня «С5+1», поскольку обсуждение сосредоточено на «общих проблемах». Как показывают данные их правительств, права человека и демократия не входят в число приоритетов центральноазиатских лидеров несмотря на то, что в своих выступлениях они уделяют этим вопросам много места. Однако Вашингтон предпочитает не использовать свой дипломатический потенциал для решения всего спектра проблем в Центральной Азии, среди которых авторитаризм и безнаказанность за нарушение прав человека. Вместо этого Соединенные Штаты позволяют центральноазиатским лидерам, пришедшим к власти в результате нечестных выборов и стоящим во главе огромных репрессивных клептократий, греться в лучах американского президента, уводя в сторону вопросы, имеющие фундаментальное значение для безопасности человека, справедливости и демократического управления.

Смена курса Соединенных Штатов происходит в то же время, когда центральноазиатские правительства заявляют о программах реформ, направленных на модернизацию их правительств, экономик и обществ. Так называемые «новый Казахстан» и «новый Узбекистан» возглавляют лидеры, которые, несмотря на десятилетия пребывания у власти, заявляют о своем стремлении к преобразованиям и разрыву с прошлым. К сожалению, трансформация идет не очень успешно. В последние годы Узбекистан и Казахстан жестоко подавляли протесты, что привело к гибели десятков мирных жителей. Недавние выборы, призванные укрепить легитимность лидеров, возможно, только подорвали ее, учитывая невероятно большой перевес и отсутствие конкуренции.

Тем временем в Таджикистане, Туркменистане или Кыргызстане усиливаются репрессии. Число обращений в мою организацию Freedom Now, оказывающую юридическую помощь политзаключенным по всему миру, растет, поскольку правительства стран Центральной Азии несправедливо заключают людей в тюрьмы, зачастую на десятки лет и в бесчеловечные условия.

Для того чтобы понять, какие вопросы отсутствуют в повестке дня C5+1, я спросил нескольких бывших политзаключенных и правозащитников, с которыми Freedom Now сотрудничает на протяжении многих лет, о том, на что они хотели бы обратить внимание лидеров США и Центральной Азии.

Альнур Ильяшев, казахстанский гражданский и политический активист, приговоренный к трем годам домашнего ареста за критику политики КОВИД-19, сказал мне, что руководство Казахстана использует «целенаправленные репрессии против политических оппонентов для демонстрации своего господства и подавления населения». Особую роль в реализации этой репрессивной политики «играет судебная система, которая готова поддержать своим решением любое политически мотивированное обвинение против гражданских активистов», - добавил он.

Тем не менее Ильяшев считает, что перемены возможны, если «США продемонстрируют Казахстану и всему миру, что идеалы демократии и прав человека могут быть не только словами». Он выступает за более тесное сотрудничество между Казахстаном и США и считает, что Вашингтон должен поддержать «подлинный общественный диалог внутри Казахстана». Он отметил, что «начало прямого и равноправного диалога при посредничестве развитых демократических правительств» «минимизирует риск возникновения конфликта» в его стране и «обеспечит условия для создания и дальнейшего развития демократических институтов гражданского общества не только в Казахстане, но и во всем регионе Центральной Азии».

Таджигуль Бегмедова, председатель Туркменского Хельсинкского фонда по правам человека, правозащитной организации, работающей в изгнании, призвала США «поддержать туркменских правозащитников в изгнании», подобных ей, и заставить Туркменистан «разрешить туркменским правозащитным НПО в изгнании зарегистрироваться [и открыто работать] в Туркменистане», чего они в настоящее время сделать не могут. Бегмедова также подчеркнула важность лидерства США в области прав человека, в том числе на национальном уровне.

«Ни население, ни правозащитники, ни гражданские активисты не чувствуют явной поддержки со стороны США», - сказала она мне, но считает, что эта поддержка может оказать влияние. Она отметила, что «туркменское руководство боится столкнуться с серьезным международным давлением, чтобы выполнить международные обязательства Туркменистана», и выразила сожаление, что последние американские дипломаты в регионе не занимаются подобной дипломатией. Бегмедова призвала Вашингтон вернуться к «принципиальному подходу» Лоры Кеннеди, посла США в Туркменистане с 2001 по 2003 год, который «принесет больше результатов».

В беседе с Мухамаджоном Кабировым, журналистом и правозащитником из Таджикистана, он посетовал на то, что США «всегда отдавали приоритет сотрудничеству в области безопасности, а не правам человека и демократии в Таджикистане и регионе». Это включает в себя отправку крупных сумм Государственному комитету национальной безопасности, преемнику КГБ в Таджикистане, который играет центральную роль в репрессиях против критиков правительства, правозащитников и других лиц. Кабиров считает, что «американское финансирование обогатило коррумпированный, непотичный и клептократический режим в Таджикистане», что позволило нынешнему президенту Таджикистана находиться у руля страны рекордный 31 год.

По словам Кабирова, в отношениях с Таджикистаном США также уделяют большое внимание вопросам безопасности: «Политика США по борьбе с терроризмом используется для оправдания репрессий режима против политической оппозиции и гражданского общества». При этом, озабоченные вопросами безопасности, «западные страны... так и не привлекли режим к ответственности за преступления против человечности и нарушения прав человека». Одним из решений, предложенных Кабировым, является «обусловленная финансовая поддержка Таджикистана, чтобы заставить режим Рахмона соблюдать права человека, уважать мнение ООН об освобождении политических заключенных и соблюдать международные обязательства Таджикистана».

В Узбекистане эксперт по борьбе с коррупцией и управлению, попросивший не называть его имени, сказал мне, что «судебная система в Узбекистане по-прежнему де-факто зависима» и что «адвокаты опасаются брать дела, прямо или косвенно связанные с политически чувствительными вопросами или повестками дня». Хотя они видят некоторый прогресс, например, новую конституцию, которая формально защищает ключевые права, «главная проблема .... заключается в том, будет ли правительство выполнять эти положения».

Эксперт по борьбе с коррупцией считает, что США должны «обучать членов гражданского общества, особенно правозащитников, экспертов по борьбе с коррупцией и журналистов, чтобы они понимали природу и механизмы коррупции и поощряли их к глубоким исследованиям, разработке и освещению материалов расследований». Подготовка кадров неправительственных экспертов помогла бы решить еще одну проблему, связанную с американской помощью Узбекистану: «проекты с участием пристрастных и неэтичных экспертов», которые «решают сотрудничать с чиновниками и перенаправляют средства от тех, кто в них нуждается в более ограниченные интересы – интересы чиновников.

«Коррупционные схемы присутствуют во всех проектах», - сказали они мне, и, по их мнению, международные доноры должны «принять жесткие меры для искоренения коррупции».

Американские политики правы, называя последнюю встречу С5+1 поворотным пунктом в отношениях США с Центральной Азией. Вопрос в том, будут ли Соединенные Штаты по мере углубления взаимодействия с Центральной Азией идти на принижение прав человека и демократии в угоду стратегической целесообразности, или же они будут настаивать на всестороннем взаимодействии и создавать стимулы для проведения очевидных и значимых реформ?

Автор – Мэтью Шааф, директор по правозащитной деятельности организации Freedom Now. С 2008 года он занимается поддержкой прав человека, демократии и массовых движений гражданского общества в Европе и Евразии.

Источник: What Do Central Asia’s Activists Think of the New US Relationship With Their Region? – The Diplomat

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников