31.08.2023 3109

Отключение Интернета в Казахстане


The Diplomat

Законодательство Казахстана позволяет различным государственным структурам замедлять и останавливать интернет-трафик, что и произошло в январе 2022 года. Группа неправительственных организаций хочет навсегда покончить с этой практикой.

4 января 2022 года на фоне беспрецедентных беспорядков в Казахстане перестал работать Интернет. Пытаясь справиться с нарастающим хаосом, правительство Казахстана отключило виртуальную сеть. Недельная остановка работы Интернета обошлась экономике Казахстана в 410,7 млн долларов; в результате отключения и протестов погибло более 200 человек.

В августе 2023 года коалиция казахстанских и зарубежных правозащитных организаций и экспертов выступила с петицией, призывающей Астану отменить закон, позволяющий правительству блокировать или замедлять доступ к Интернету. На сайте коалиции, Shutdown.kz, в числе ее сторонников указаны Международный журналистский центр MediaNet, Правовой медиацентр, «Гражданская экспертиза», «Еркіндік Қанаты», Евразийский цифровой фонд, «Цифровая парадигма» и «Свобода Интернета в Казахстане».

Во время «Қанды Қаңтар» - казахского выражения, означающего «Кровавый январь», - блокировка Интернета повергла граждан Казахстана в неведение. В условиях отключения Интернета и социальных сетей многие казахстанцы не имели доступа к информации о том, что происходило на улицах большинства крупных городов страны, а также о том, каковы были распоряжения правительства. Любопытные отважились выйти на улицу, некоторые из них были убиты.

Именно 5 января, после отключения Интернета, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ввел чрезвычайное положение и обратился к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с просьбой направить войска. Через два дня он, как сообщается, разрешил применение смертоносной силы, приказав службам безопасности «стрелять на поражение без предупреждения».

Айгерим Тлеужанова, активистка, приговоренная этим летом к четырем годам лишения свободы по обвинению в участии в заговоре с целью захвата аэропорта Алматы во время беспорядков, рассказала, что поехала в аэропорт, «чтобы выяснить, насколько достоверна информация о прибытии российских войск, и, если будут провокации, как-то попытаться предотвратить неприятности... Сейчас я понимаю, что это было нереально. Я пробыла там около получаса и уехала».

Призывая власти Казахстана «гарантировать гражданам доступ к бесперебойному и качественному Интернету» и исключить из законодательства «возможность отключений», Shutdown.kz пишет о Қанды Қаңтар, что «очевидно, что многие жертвы в те дни погибли именно из-за отсутствия доступа к Интернету, когда люди, не имея информации, шли в город и попадали под расстрел».

Shutdown.kz отмечает, что правительства часто утверждают, что отключение Интернета является полезным инструментом для предотвращения распространения дезинформации. В качестве опровержения этого аргумента коалиция приводит случай Викрама Рузахунова. Рузахунов, киргизский джазовый музыкант, был пойман в Казахстане во время беспорядков и выставлен казахскими властями как платный террорист. Киргизские пользователи социальных сетей и поклонники джаза опознали Рузахунова и успешно добились его освобождения - правда, не без пыток.

Рузахунов, пишет коалиция в своей петиции, «стал живым аргументом в пользу того, что централизованные государственные СМИ вместо социальных сетей и мессенджеров представляют гораздо больший риск дезинформации населения».

В петиции Shutdown.kz требует, чтобы «власти гарантировали бесперебойный и безопасный доступ к Интернету для всех жителей страны... Мы призываем власти выполнить свои обязательства по защите прав человека в цифровой среде и не прибегать к подобной пагубной практике». В частности, они просят привести законодательство Казахстана в соответствие с международными стандартами, например, исключить из статьи 15 закона «О чрезвычайном положении» возможность правительства вводить ограничения на пользование Интернетом.

Как отмечают Бауржан Рахметов и Брэндон Валериано в статье, опубликованной в феврале 2022 г. для Совета по международным отношениям, с годами казахстанское законодательство расширяет возможности государства по отключению услуг связи. В частности, в 2012 году был принят закон «О национальной безопасности», позволяющий правительству нарушать каналы связи во время проведения антитеррористических операций; в 2014 году были внесены поправки в закон «О связи» 2004 года, позволяющие Генеральной прокуратуре отключать Интернет без решения суда; а в 2016 году в закон «О связи» были внесены поправки, добавляющие Комитет национальной безопасности в список государственных органов, которые могут ограничивать доступ в Интернет и другие коммуникационные услуги.

Как отмечает Freedom House в своем отчете «Свобода сети» за 2022 год, согласно указу от 2018 года, «Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура и Комитет национальной безопасности (КНБ) имеют приоритетный доступ к телекоммуникационным сетям, а также право приостанавливать работу этих сетей в чрезвычайных ситуациях или при угрозе их возникновения».

Shutdown.kz также выделяет практику «белых списков» как неадекватный компромисс, называя ее «порочной практикой». В январе 2023 г. министр цифрового развития Казахстана Багдат Мусин ввел «белый список» - официально Реестр статических адресов сетей передачи данных (РСАСПД), который будет содержать перечень сайтов, доступ к которым не должен ограничиваться во время остановки Интернета. Для того чтобы попасть в этот список, сайт должен зарегистрироваться, предоставив правительству массу информации. Shutdown.kz отмечает, что такой процесс очень коррумпирован, и правительство может отказать в регистрации.

«Отключения разрушают экономику страны, принося большие убытки и неудобства как гражданам, так и бизнесу», - пишет Shutdown.kz. «Отключение Интернета существенно подрывает доверие населения к решениям правительства, демонстрируя слабость информационной политики. Интернет должен использоваться для информирования граждан, особенно в сложных ситуациях».

Автор - Катрин Путц, управляющий редактор журнала The Diplomat.

Источник: Internet Shutdown Pushback in Kazakhstan – The Diplomat

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников