Центральная Азия - Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан - занимает важнейшее место в мировом ландшафте: расположение на стыке России, Ирана и Китая, энергетические ресурсы и огромный экономический потенциал делают этот регион критически важным для интересов США.
Несмотря на все усилия, Соединенным Штатам пока не удается обеспечить значительное присутствие в регионе. Вашингтон может в определенной степени активизировать свое прямое взаимодействие с регионом, например, используя механизм «С5+1» - ежегодную встречу госсекретаря США с пятью министрами иностранных дел стран Центральной Азии для продвижения региональной интеграции.
Однако Соединенные Штаты могли бы также активизировать свое участие, работая с партнерами, разделяющими их интересы в Центральной Азии. Одним из таких партнеров является Турция, имеющая прочные культурные, исторические и экономические связи с регионом. Соединенные Штаты должны стремиться к расширению присутствия Турции в Центральной Азии, помогая Анкаре стать основным торговым, энергетическим партнером и партнером по безопасности. Углубление турецко-центральноазиатских связей поможет Соединенным Штатам получить стратегическое преимущество перед Китаем, Ираном и Россией в регионе и диверсифицировать экономическое партнерство центральноазиатских республик, предотвратив их чрезмерную зависимость от противников США.
Почему Турция?
Россия, Китай и Иран обладают явными преимуществами, которые дают им преимущество перед США в регионе: близость и долгая история взаимодействия. Китай имеет преимущество как основной экономический партнер Центральной Азии. Россия играет важную роль в обеспечении безопасности, а ее СМИ пользуются широким освещением и влиянием в регионе. В последнее время Иран проявляет интерес к заполнению вакуума власти в регионе, образовавшегося в результате продолжающейся войны в Украине. Однако в связи с войной в Украине большинство стран Центральной Азии стремятся дистанцироваться от России и расширить свои горизонты за счет установления новых партнерских отношений. Особенно Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан стремятся к расширению сотрудничества с Западом и Турцией. (Таджикистан и Туркменистан менее активны в этом отношении, хотя ни одно государство Центральной Азии не поддержало вторжение России в Украину). Этот сдвиг подпитывается озабоченностью этих стран собственной безопасностью, желанием избежать негативных последствий санкций, введенных против России, и беспокойством о репутации России на мировой арене.
В этот переломный момент Турция является союзником США, который лучше всего подходит для того, чтобы нивелировать влияние американских конкурентов в странах Центральной Азии путем расширения своих связей с регионом. Во-первых, являясь союзником по НАТО, Турция разделяет с США интересы в области безопасности, включая общие интересы по предотвращению распространения терроризма и сохранению европейской безопасности. Во-вторых, Турция обладает важными историческими и культурными связями с регионом. Общее советское прошлое, религиозная практика суннитского ислама, а также тюркские этнические и языковые группы являются тремя основными источниками идентичности в Центральной Азии. Улучшение сотрудничества между Турцией и регионом Центральной Азии, естественно, привлечет больше внимания к общей тюркской идентичности, поможет Турции войти в регион, предложить сильную альтернативу все еще значительному российскому влиянию и усилить давление на китайское руководство в отношении уйгурского народа (тюркоязычного).
Существует большой потенциал для улучшения отношений между Турцией и Центральной Азией, поскольку обе стороны заинтересованы в укреплении связей. Текущее экономическое положение Турции вынуждает ее искать новые связи, в то время как страны Центральной Азии заинтересованы в расширении доступа к западным рынкам. Турция стремится диверсифицировать собственные источники энергии и стать глобальным энергетическим хабом, в то время как Центральная Азия заинтересована в диверсификации маршрутов импорта и экспорта энергоносителей. Что касается безопасности, то Турция заинтересована в экспорте оружия, особенно беспилотных летательных аппаратов, а беспокойство по поводу безопасности, вызванное войной в Украине, заставило страны Центральной Азии отказаться от сильной зависимости от российской военной поддержки. Соединенные Штаты могут использовать этот взаимный интерес для укрепления турецко-центральноазиатских связей и получения преимущества перед своими соперниками в регионе.
Чем могут помочь Соединенные Штаты
Соединенные Штаты должны сотрудничать с Организацией тюркских государств (в которую входят Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан) с целью расширения существующих экономических партнерских отношений между Турцией и Центральной Азией. Хотя Турция также имеет прочные торговые отношения с Туркменистаном и Таджикистаном, не являющимися членами Организации, по крайней мере, в ближайшем будущем Узбекистан и Казахстан будут наиболее активными игроками в сотрудничестве с Турцией. Поэтому работа в рамках Организации тюркских государств позволит Турции укрепить связи с ключевыми игроками региона. Основной целью такого партнерства станет развитие «Среднего коридора» - торгового маршрута, который соединит Центральную Азию с Европой через Каспийское море. Продолжающаяся война в Украине подчеркивает важность «Среднего коридора» и необходимость активного трансрегионального экономического сотрудничества для обеспечения дальнейшего развития и процветания Центральной Азии. В последние годы Узбекистан и Казахстан прилагают усилия для расширения торговых отношений с Турцией через Средний коридор. Так, в 2022 году Узбекистан и Турция подписали ряд соглашений о партнерстве, предусматривающих расширение двусторонней торговли. Аналогичным образом Казахстан и Турция договорились увеличить объем торговли до 10 млрд. долл. Эта тенденция в регионе создает возможности для увеличения торговых потоков и расширения турецкого влияния. Для укрепления экономических связей между соседними странами Соединенные Штаты могут использовать нынешний импульс к увеличению торговых потоков, поддерживая соглашения об экономическом партнерстве и помогая преодолеть такие препятствия для сотрудничества, как отсутствие развитой инфраструктуры в регионе.
Соединенные Штаты также могут извлечь выгоду из поддержки интересов Турции в наращивании поставок оружия в Центральную Азию. Россия всегда сохраняла значительное присутствие в регионе. В связи с этим Центральная Азия стала зависимой от России, что подвергает ее будущим потенциальным российским угрозам. Кроме того, продолжающаяся война России в Украине усилила интерес Турции и Центральной Азии к военному сотрудничеству. С начала войны Турция подписала все больше соглашений о стратегическом сотрудничестве с рядом стран Центральной Азии. Кроме того, в начале этого года Кыргызстан объявил о закупке дополнительных турецких беспилотников, а в прошлом году Казахстан согласился на соглашение о совместном производстве турецких беспилотников. Для укрепления безопасности Турции в Центральной Азии Соединенные Штаты могут оказать явную или скрытую поддержку в создании договоров о безопасности между странами Центральной Азии и Турцией. Кроме того, США могут поддержать увеличение продаж турецких вооружений в этот регион, чтобы усилить присутствие Турции в сфере безопасности. Нейтральная позиция России по отношению к Турции может открыть двери для более активного развертывания турецких войск, которые могут дополнить присутствие НАТО, не вызывая недовольства России. Эта мера может послужить сдерживающим фактором против будущей российской агрессии в Центральной Азии, способствуя укреплению региональной стабильности.
Соединенные Штаты и их союзники выиграют от улучшения энергетических связей между Центральной Азией и Турцией за счет более частого использования существующих трубопроводов и ускорения разработки новых. В Турции проложено несколько трубопроводов, по которым энергоносители из Центральной Азии могут поступать в Европу. В свете санкций, введенных против Москвы, и угрозы прекращения Россией поставок энергоносителей в страны Центральной Азии Казахстан обращается к транзиту энергоносителей через Каспийское море, которое в конечном итоге проходит через Турцию на Запад. Среди действующих трубопроводов - Трансанатолийский, Южно-Кавказский, Трансадриатический и Баку-Тбилиси-Джейхан. В этом сценарии роль Туркменистана как поставщика энергоресурсов и роль Азербайджана как поставщика и передатчика энергоресурсов становятся более значимыми. Подобно тому, как в начале 2000-х годов США поддержали создание трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Соединенные Штаты должны сотрудничать с Турцией, чтобы способствовать развитию экспортных маршрутов в обход России и помочь своим союзникам удовлетворить их энергетические потребности. Действительно, страны Центральной Азии уже сотрудничают с Анкарой в разработке экспортных маршрутов в обход России, о чем свидетельствует недавняя передача Казахстаном нефти в Румынию через Турцию.
Центральная Азия является стратегически важным регионом для США, которые заинтересованы в снижении зависимости региона от противников США в обеспечении их безопасности, экономики и энергетических потребностей. Соединенным Штатам необходимо проводить более энергичную и творческую политику в отношении этого региона. Сотрудничество с Турцией - один из путей решения этой задачи.
Автор - Али Мамедов, недавний выпускник Школы перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса, специализирующийся на экономике и безопасности региона Евразии.
Источник: The United States can’t offset its rivals in Central Asia alone. Turkey can help. - Atlantic Council
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников