12.07.2023 3820

Православные лидеры Казахстана теперь говорят, что автокефалия для их национальной церкви «неизбежна»


Пол Гобл

Американский аналитик, писатель

С тех пор как украинские православные получили автокефалию, а также после того, как год назад Россия начала расширенное вторжение в Украину, на русские православные церкви на постсоветском Западе оказывается давление со стороны правительств этих постсоветских государств с целью проведения антимосковской линии и даже отделения от Московского Патриархата через автокефалию.

Однако в странах Закавказья и Средней Азии это давление, обусловленное в основном действиями правительств, а не церковных сил, было гораздо менее заметным. Но теперь ситуация меняется. В Казахстане заговорили об автокефалии, причем не на государственном уровне, а внутри православной иерархии.

Более того, и, возможно, это наиболее зловеще с точки зрения Москвы, в то время как Православная церковь в Казахстане преследует тех из своих лидеров, которые наиболее настроены против Москвы и выступают за автокефалию, другие церковные лидеры говорят, что автокефалия для Казахстана «неизбежна».

Если бы это произошло, то Московский Патриархат лишился бы более половины оставшихся у него приходов и епархий за пределами Российской Федерации; и стремление к автокефалии в других местах Центральной Азии и в целом почти наверняка ускорится.

Публичный толчок к дистанцированию от казахских православных и получению автокефалии со времен расширенного вторжения России в Украину возглавляет архимандрит Иаков, который до недавнего времени был близок к главе Русской церкви в Казахстане митрополиту Александру.

Он публично осуждал вторжение и подписывал письма с протестом против рабского следования русской церкви линии Кремля. Он также давал интервью в Интернете, в которых призывал православную церковь в Казахстане порвать с Москвой и добиваться автокефалии, чтобы иметь возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Это вызвало как широкую дискуссию в Казахстане, так и попытки митрополита Александра успокоить ситуацию, одновременно заставив Иакова переехать в менее известный церковный дом и сохранив с ним отношения, чтобы диссидент-церковник окончательно не порвал с иерархией.

Такой подход не заставил Иакова замолчать. Он продолжал выступать против Москвы и ее войны в Украине и демонстративно использовать в богослужениях казахский, а не русский язык, что снискало ему поддержку казахскоязычных православных, но оскорбило чувства Москвы и московских церковников в этой республике.

Затем 19 июня митрополит вынудил Иакова взять отпуск от церковной деятельности, постановив, что его политические заявления несовместимы с его положением священника. Уходя, однако, монах призвал к «денацификации и демилитаризации Русской православной церкви», что вряд ли является признаком того, что он придерживается линии.

Однако митрополия не порвала с Иаковом окончательно. Протоиерей Алматинского православного собора Александр Суворов говорит, что монах в основном хороший человек, который слишком публично высказывался о политике. Но затем протоиерей сделал заявление, которое, несомненно, огорчит Москву.

По словам Александра, сейчас «никто не готов» к автокефалии. «Но я уверен, что в ближайшем будущем это неизбежно. Это объективный исторический процесс, поскольку Московский Патриарх Кирилл своим поведением в отношении войны отталкивает от себя всех православных за пределами Российской Федерации». Протоиерей призвал созвать собор для обсуждения идей Иакова.

Другие сторонники Иакова настаивают на более радикальных шагах: в социальных сетях они призывают монаха обратиться напрямую к Вселенскому Патриарху в Константинополе и даже возглавить «поместный Константинопольский экзархат» в Казахстане - именно по такому пути шли православные в Украине, добиваясь автокефалии.

Автор - Пол Гобл.


Источник: http://windowoneurasia2.blogspot.com/2023/07/orthodox-leaders-in-kazakhstan-now-say.html?m=1

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников