Интервью

Как рост цен на коммунальные услуги в Казахстане может привести к еще более смертоносному насилию

openDemocracy

05.07.2023

Правительство заявляет, что повышение цен необходимо для ремонта разрушающейся инфраструктуры, но эксперты опасаются, что этот шаг вызовет протесты

Решение Казахстана поднять цены на коммунальные услуги на фоне растущей инфляции «неизбежно» приведет к падению уровня жизни и повторению антиправительственных протестов в январе 2022 года, предупреждают эксперты.

С 1 июля цены на коммунальные услуги в Казахстане вырастут на 10–30%, что правительство объясняет необходимостью привлечения средств для инвестиций в инфраструктуру. Объявляя о повышении тарифов в апреле, президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Если мы не будем постепенно повышать тарифы и приближать их к рыночным, мы останемся без инфраструктуры во всех городах и селах».

Но эксперты заявили, что считают этот шаг бессодержательной политикой, которая ударит по доходам населения без достаточного улучшения инфраструктуры. Экономист Куат Акижанов предупредил, что повышение тарифов также усилит социальную напряженность, поскольку люди будут не только не в состоянии, но и не желают платить.

«Формальным триггером протестов января 2022 года стало повышение цен на сжиженный газ», - сказал Акижанов. «И даже если беспорядки в конечном итоге были срежиссированы элитой, значение этого фактора нельзя недооценивать».

Внезапное повышение цен на сжиженный природный газ в Казахстане в начале прошлого года вызвало серию бурных протестов, грабежей и полицейского насилия, которые стали известны как «Қанды қаңтар», или «Кровавый январь». По данным казахстанских властей, во время беспорядков погибло около 227 человек.

Инфляция в стране остается высокой с прошлого года, когда она достигла пика в более чем 20%, согласно официальным данным, которые часто недооценивают реальную картину. Экономист Касымхан Каппаров говорит, что для многих казахстанцев это компенсировало прошлогодний небольшой рост доходов (зарплаты выросли в среднем на 2,8%, по данным Центра прикладных экономических исследований).

«Рост цен на коммунальные услуги приведет к снижению реальных доходов домохозяйств, особенно среди граждан с низкими доходами», - утверждает Каппаров. «Это связано с тем, что коммунальные расходы являются приоритетными, и их нельзя отложить или оставить неоплаченными».

Министерство национальной экономики Казахстана пояснило, что тарифы на коммунальные услуги будут повышаться в соответствии с социально-экономическим положением каждого региона. Цель правительства - обеспечить постепенное повышение, при этом и министры, и частные операторы коммунальных услуг настаивают на том, что в настоящее время тарифы для потребителей низкие. По их словам, бремя финансирования модернизации ложится на их плечи и приводит к упадку инфраструктуры.

Отсутствие прозрачности

По мнению президента Токаева, люди должны вносить свой вклад в частные инвестиции в инфраструктуру, в то время как правительство поддерживает владельцев завода через национальные инициативы по финансированию. Он ясно дал понять, что не видит альтернативы. Но экономисты сомневаются, что все деньги, выплачиваемые государством, идут на улучшение инфраструктуры.

По данным Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, в прошлом году региональные власти оказали помощь 174 000 человек в оплате коммунальных услуг, выплатив в общей сложности пять миллиардов тенге (8,7 млн фунтов стерлингов).

Каждый год государственный бюджет выделяет определенную сумму - миллиарды долларов - на содержание жилищно-коммунального хозяйства Казахстана. Энергетические и сервисные компании получают кредиты в рамках этой программы на поддержание инфраструктуры и энергетические субсидии для нуждающихся граждан.

Однако бюджет не детализирован, и сумма, которую получает каждая компания, неизвестна. Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, региональные правительства и министерства энергетики и национальной экономики не ответили на просьбу о комментарии.

В апреле Токаев заявил, что в 2022 году только Фонд национального благосостояния «Самруқ-Қазына» потратит один триллион тенге ($2,1 млрд) на субсидирование цен на энергоносители. Фонд является государственным холдингом, который управляет всеми национализированными предприятиями, включая энергетические компании.

Коммунальные компании также получают целевые трансферты из Национального нефтяного фонда Казахстана, через который финансируются государственные инфраструктурные программы. В рамках программы стимулирования экономики «Нұрлы жол» в период 2015–2019 годов на коммунальную инфраструктуру было выделено не менее 200 млрд тенге (1,1 млрд долларов).

Экономист Шолпан Айтенова, генеральный директор компании Zertteu Research, занимающейся анализом социальной политики правительства, не верит, что все эти деньги пошли непосредственно на улучшение инфраструктуры. А если и пошли, то масштабы обновления должны были быть крайне незначительными.

«В очередной раз мы сталкиваемся с вопросами качества управления, коррупции, прозрачности и отсутствия общественного контроля», - сказала Айтенова.

Разочарование Айтеновой разделил и Акижанов, который сказал: «Ни правительство, ни частный сектор не могут предоставить 100% прозрачную информацию о том, как и куда направляются бюджетные и внебюджетные инвестиции на модернизацию.

«Хотя они, конечно, могут показать на бумаге плачевное состояние инфраструктуры, их деятельность обусловлена необходимостью привлечения растущей арендной платы», - добавил Акижанов. «Следовательно, они не склонны раскрывать реальное состояние заводов и суммы, которые они получают от государства».

Инфраструктура ветшает, инвестиций не хватает

В ноябре в результате аварии на теплоэлектростанции в Экибастузе, шахтерском городе недалеко от Астаны, столицы Казахстана, дома несколько дней оставались без отопления. В условиях морозной зимы, когда температура воздуха достигала -30℃, город превратился в арену гуманитарного кризиса.

К тому времени, когда электростанцию починили, жилые комплексы покрылись толстой коркой льда, а трубы и радиаторы были повреждены до неузнаваемости. Жизнь людей была перевернута более чем на месяц. В отсутствие теплых помещений для еды и сна люди помогали работникам аварийных служб сделать квартиры и многоквартирные дома пригодными для жизни, пытаясь ускорить возвращение к нормальной жизни.

Официальная проверка, проведенная несколько недель спустя, показала, что причиной сбоя на электростанции стало ухудшение состояния коммунальной инфраструктуры. Местная прокуратура начала расследование по факту аварии.

После распада Советского Союза города с трудом изыскивают средства на модернизацию своих коммунальных сетей. Каждый год почти каждый город Казахстана переживает «малый Экибастуз». Прошлой зимой электростанции и сети вышли из строя в таких шахтерских городах, как Риддер, Шахтинск и Степногорск.

Предыдущая проверка, проведенная Генеральной прокуратурой Казахстана в 2018 году, выявила значительный износ основных электростанций и сетей. «Вместо того чтобы модернизировать генерирующие мощности, энергетические гиганты использовали эти деньги для незаконного обогащения за счет потребителей: Они выплачивали премии и бонусы своим менеджерам, необоснованно завышали себестоимость продукции и услуг», - заявил тогдашний президент Нурсултан Назарбаев.

Около 85% энергетических объектов Казахстана были приватизированы в конце 1990-х годов, и с тех пор стало ясно, что частный сектор не в состоянии обеспечить рыночную жизнеспособность коммунальных сетей. По данным Министерства энергетики Казахстана, стареющие электростанции потеряли около 58% своей стоимости, а тепловые электростанции - 66%.

Рост цен на топливо

Топливная промышленность Казахстана находится в таком же состоянии, как и коммунальный сектор. На протяжении многих лет нефтяные компании жаловались, что правительство заставляет их продавать бензин местным жителям по субсидированным ценам.

Представители топливной промышленности и правительство утверждают, что россияне пересекают границу, чтобы воспользоваться более низкими ценами на нефть в Казахстане, что приводит к дефициту местных поставок. Они говорят, что повышение цен укрепит сектор и защитит его от российских граждан, наживающихся на казахстанских субсидиях.

«Если сейчас не сократить разницу в ценах, то в ближайшем будущем мы столкнемся с дефицитом топлива. Это также остановит дальнейшее промышленное развитие и поставит под угрозу энергетическую безопасность страны», - заявил 3 апреля тогдашний министр энергетики Болат Акчулаков, за несколько дней до увольнения, отчасти из-за сбоя инфраструктуры зимой.

Что касается того, как население справится с ростом потребительских цен, остается неясным. Айтенова видит потенциал для роста доходов только в теневой экономике.

«Однако даже теневые доходы сейчас снижаются. Уровень жизни населения неизбежно будет падать», - сказала она.

Источник: Kazakhstan’s rising utility prices could lead to violence | openDemocracy

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников