Для Казахстана риск вторичных санкций является не просто гипотетическим.
В последние месяцы растущая напряженность между Вашингтоном и Москвой, а также усиление атак в Украине вызвали вопросы о роли соседей России, особенно Казахстана. В Вашингтоне и Европе лидеры сейчас рассматривают возможность введения вторичных санкций против стран, уличенных в помощи России в получении запрещенных товаров.
Стремясь достичь этих целей, законодатели ЕС уже приняли закон о 11-м пакете санкций, который предусматривает санкции в отношении компаний и физических лиц в третьих странах, уличенных в помощи России в обходе санкций. Страны Центральной Азии, в частности Казахстан, были названы чиновниками ЕС в качестве возможных целей этого пакета.
Согласно недавнему отчету Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), экспорт из ЕС, Великобритании и США в Казахстан в 2022 году вырос более чем на 80 процентов, в то время как за тот же период Казахстан увеличил свой экспорт в Россию более чем на 22 процента. Недавнее расследование, проведенное OCCRP (Проект по освещению организованной преступности и коррупции) совместно с Важные истории (Россия), Der Spiegel (Германия) и Власть (Казахстан), показало, что Казахстан стал транзитным пунктом для импорта электронных компонентов и других товаров двойного назначения в Россию, которые затем используются российской армией и оборонными предприятиями.
Вызовы и обещания Токаева
Способность Казахстана продвигать и строго соблюдать программу санкций Запада во многом будет зависеть от его собственной траектории. Влияние Москвы на Астану коренится в их давней истории, значительных областях взаимного сотрудничества и географии. Поэтому в Казахстане до сих пор бытует мнение, что поддерживать отношения с Россией выгодно. О том, какое значение Казахстан придает благосклонности России, свидетельствует частота визитов высокопоставленных лиц: Президент Касым-Жомарт Токаев совершил несколько визитов в Москву за последний год, а также присутствовал на параде в честь Дня Победы в прошлом месяце.
Отношения между Казахстаном и Россией во многом определяются географией и историей. Общее советское и (частично) царское прошлое создало глубокие социальные, инфраструктурные и деловые связи между двумя странами. Благодаря протяженной границе Казахстан и Россия тесно взаимозависимы и в сфере безопасности. Казахстан является одним из наиболее активных торговых партнеров России и членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - торгового блока, в котором доминирует Россия и в который также входят Беларусь, Армения и Кыргызстан. Основным источником доходов Казахстана является нефтегазовая промышленность, которая по-прежнему сильно зависит от России как экспортного и перерабатывающего маршрута; 80 процентов экспортируемой Казахстаном сырой нефти транспортируется в российский морской терминал Новороссийск-2 на Черном море для очистки и переработки.
Магзум Мирзагалиев, председатель правления национальной нефтегазовой компании Казахстана «КазМунайГаз», провел 12 июня в Лондоне переговоры с Дэвидом Ридом, директором по санкциям Министерства иностранных дел, по делам Содружества и развития Великобритании. Ключевым моментом обсуждения была необходимость предотвращения влияния экономических последствий западных санкций на экспорт казахстанской нефти через Россию.
Казахстан также является членом возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), у которой Токаев просил поддержки во время протестов в январе 2022 года. Внутриполитические аспекты также имеют значение для типа отношений между двумя странами. В этом отношении особенно актуальны два вопроса: большое этническое русское меньшинство в Казахстане и сходство в типе режима.
Для Казахстана риск вторичных санкций является не просто гипотетическим. Прецедент был создан в июне 2022 года, когда США ввели вторичные санкции против узбекской компании, занимавшейся экспортом электрических компонентов в Россию. В свете этого, а также учитывая недавнее увеличение количества правоприменительных действий со стороны властей США, ЕС и Великобритании, связанных с санкциями против России в целом, существует вероятность возбуждения дел против лиц, банков и компаний, расположенных в Казахстане.
Официальное повествование в Астане может создать впечатление, что Казахстан серьезно относится к санкциям Запада и берет на себя ответственность за то, как используются товары, перевозимые через его территорию. В рамках этих более широких усилий по формированию образа Казахстан ввел новую систему отслеживания, которая якобы позволит в режиме реального времени отслеживать всю цепочку перемещения товаров от границы до границы. В последние месяцы Токаев и его дипломаты также с большей настойчивостью говорят о нейтралитете Казахстана. В своих комментариях во время форума ЕАЭС в Москве Токаев подчеркнул, что «ЕАЭС — это исключительно экономический, а не политический механизм». После этого пресс-секретарь Токаева, Руслан Желдибай, заявил, что «Казахстан не собирается и не планирует вступать в какие-либо союзные государства».
Однако это лишь половина истории. Более широкая картина показывает, что личные гарантии Токаева, какими бы искренними они ни были, не помогли полностью остановить перепродажу товаров двойного назначения в Россию. Эта торговля продолжает усиливаться, и в действительности, похоже, что казахстанские власти не прилагают целенаправленных усилий для борьбы с проблемой параллельной торговли через свою территорию. В качестве примера можно привести тот факт, что казахстанские банки продолжают выдавать казахстанские индивидуальные идентификационные номера (ИИН) российским гражданам без необходимости личного присутствия в стране. Этот ИИН дает его владельцу возможность вести бизнес и заниматься торговлей в стране. По данным правительства Казахстана, общее число российских налогоплательщиков, зарегистрированных в Казахстане в прошлом году, составило около 70 000 человек; сегодня оно оценивается от 300 000 до 1 миллиона. Однако, учитывая отсутствие прозрачности данных, эта статистика может быть гораздо выше. Многие малые предприятия в Казахстане также получили значительную прибыль от санкций против России за счет поставок товаров, которые российские компании не могут получить напрямую.
Вторичные санкции: Закрытие лазейки
Вторичные санкции — это довольно новый механизм, созданный Соединенными Штатами за последние пять лет или около того, особенно в отношении Ирана. Как заявил в 2016 году бывший министр финансов США Джек Лью, эти виды санкций «обычно [направлены] на иностранных лиц. Эти меры угрожают отрезать иностранных лиц или компании от финансовой системы США, если они участвуют в определенных действиях с организацией, находящейся под санкциями, даже если эта деятельность не затрагивает США напрямую». Как отмечает Bloomberg, «введение вторичных санкций призвано заставить компании, банки и частных лиц сделать сложный выбор: продолжать вести бизнес с организацией, против которой введены санкции, или с США, но не с обеими». Из-за доминирования доллара в качестве хранилища стоимости в мировой экономике большинство компаний отдают предпочтение поддержанию хороших отношений с США.
Целью введения вторичных санкций будет попытка оказать давление на казахстанских чиновников, чтобы заставить их внутри страны изменить политику. США и до недавнего времени ЕС являются двумя основными игроками, которые проводят политику вторичных санкций. В июне был принят 11-й пакет санкций ЕС, в котором основное внимание уделяется борьбе с обходом ранее существовавших торговых санкций, а не введению новых запретов. Важно отметить, что вторичные санкции США и ЕС направлены на компании, банки и частных лиц (а не на страны), которые подозреваются в подрыве эффективности санкций. Тем не менее, остается неясным, заставят ли вторичные санкции против казахстанских компаний, банков и частных лиц, подозреваемых в помощи России, изменить политику. Бизнес-лидеры, вероятно, теряют больше всего, поскольку перебои в торговле и инвестициях с западными партнерами затронут, прежде всего, бизнес.
Заключение
Учитывая глубину экономических связей между Астаной и Москвой, вторичные санкции против предприятий, частных лиц и банков Казахстана могут оказаться весьма дорогостоящими для их экономики. При неоднозначной поддержке Казахстана закрыть лазейки может быть трудно. Западным политикам необходимо сосредоточиться на тех областях, где Россия асимметрично зависит от иностранных товаров, технологий и финансов, которые поступают через Казахстан. В случае введения вторичных санкций западным лидерам необходимо обеспечить, чтобы убедительные угрозы подкреплялись убедительными гарантиями. Поскольку США и ЕС объявили о переключении своего внимания на Казахстан и Центральную Азию в целом, Россия также будет внимательно следить за развитием событий.
На этом фоне Астана не рассматривает стоящий перед ней выбор как бинарный, и хочет избежать превращения в фигуру на пресловутой геополитической шахматной доске, которую толкают более крупные державы. Вместо этого Казахстан стремится поддерживать позитивные отношения с двумя гигантами — это, конечно, балансирование, но, с их точки зрения, управляемое и необходимое.
Автор - София Нина Бурна-Асефи - научный сотрудник отдела России, Восточной Европы и Евразии компании The Risk Advisory Group. Живя в Узбекистане и много путешествуя по региону, София является экспертом в консультировании клиентов по рискам ведения бизнеса в Центральной Азии.
Источник: Kazakhstan Is Vulnerable to Secondary Sanctions – The Diplomat
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников