Алматы

16.03.2021

Разносклоняемые сущности


Ельдес Сейткемел


...Едва не набрал «существительные», хотя речь, скорее, пойдет о «сущностях». Правда, на основании тех самых «разносклоняемых существительных». Которых в русском языке всего десять, заканчивающихся на « – мя»: «время, стремя, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, бремя».

Слова «путь» и «дитя», тоже разносклоняемые, но будут рассмотрены отдельно, поскольку именно в них и заключена суть рассмотрения…надеюсь, внимательного. Итак…

«Сущность» и «явление» - философские категории, которые могут быть объяснены на простом примере: радуга — явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды.

Но сущность этого природного явления нам не важна, когда мы мечтаем «проехать под радугой», догнав наконец-то горизонт, обгоняя время. Да, давайте начнем с этого слова, из десяти приведенных выше. И для большей конкретности стоит заострить внимание на всем этом, пристально вглядываясь именно из наших степных палестин. Вспоминая историю нашей земли…

Как считали в античности: «время – это расстояние до цели». А если цель проста до невозможности достижения? К примеру, заглянуть туда, куда заходит солнце. «Активное солнце», выжигающее степные травы, но при этом, увеличивающее испарения в северных широтах, проливающихся затем обильными дождями на ковер из трав среднерусской возвышенности. И кочевое племя следует туда, за кормом для скота.

Так, что…ногу в стремя, руки теперь свободны для использования оружия в скачке, и – вперед! Вслед за кругом солнца, символом нескончаемого времени, в круге смены времен года. И пламя степных костров окрашивало ночное небо в цвета набега, в котором по свидетельству древнерусских летописцев, воины-кочевники «многая насилия твориша». И мужское семя в лона славянских красавиц, доставлялось порой на скаку, в седле, как проявление кочевой удали «всадников» по отношению к пешей «черни». Но и это, в итоге било сзади – в темя – когда возвратившись из многолетнего похода, кочевник обнаруживал у своего очага в юрте, целое соцветие детских головок самых неожиданных окрасок, в зависимости от принадлежности захваченных и угнанных в рабство представителей того или иного народа. Далее могла следовать та или иная сцена бытового конфликта, под общим названием: «Не ждал(и)». В котором брала верх обычная житейская прагматика: изначальные «лошадники» всегда знали, что кони-«метисы» обычно крепче и резвее «чистопородных». А это в свою очередь означало, что юрте будет просто теплее, и проще будет элементарно выжить на студеных ветрах. Да и вообще…веселее как-то…разве нет?.. А дать всему этому имя – было еще проще, стоило только приглядеться к самому себе: кто ты в своей кочевой и воинской сути, если не… «қаз ақ»… сиречь «белый гусь», перелетная птица, и вольная, и стайная. (ср. «Дикие гуси» - название журнала для современных наемников всего мира).

Со временем, знамя, что реяло над каждым из этих «странствующих рыцарей», пало вместе с древком копья в травы Ойкумены: бег коней был остановлен с приходом на поля сражений огнестрельного оружия и механизмов. Но взвилось новое полотнище – с двуглавым орлом. А если вновь вернуться к философской категории, в которой «явление – существует, а сущность – является», то обе головы этой птицы составляют единое целое. В сути своей, являющейся демонстративным отображением пословицы: «Ласковое теля двух маток сосет». Впросте, - технологии Запада, и природные ресурсы Востока наполняют «вымя птичьего молока», как бы странно это не звучало. По типу – «что в имени (вымени?) твоем»… птица Гамаюн… или Самрук…

Итак, почти с десятью разносклоняемыми существительными/сущностями, если и не разобрались, то, по крайней мере, обозначили их присутствие в ментальном пространстве Евразии. Теперь – оставшиеся два, на наш взгляд, основных на данный момент: путь и дитя. «Путь» - слово с т.н. «нулевым окончанием». А что есть «ноль» - начало отсчета, или же – окончание, как переход на порядок выше? Вчитаемся в стратегическую инициативу: «Один пояс - один путь». И отметим – про себя – как казахстанцы: все меньше понимания – куда этот путь ведет? Туда, где монарший дом озабочен оттенком кожи дитяти принца? Тогда как теперь поднимать бремя киплинговской установки:

Несите бремя Белых

Среди племен чужих -

Сынов своих отправьте

Служить во благо их;

Без устали работать

Для страждущих людей -

Наполовину бесов,

Настолько же детей.

…Да ладно вам… «наполовину»… «настолько же»…давайте так – выберем «нулевое окончание», как и в слове «пусть»… «будет нелегок мой путь»…так поет один наш земляк-алмаатинец. Пусть они, - (чтоб вам пусто было, «обремененные Белые», и примкнувшие к ним нытики!), - горестно сетуют на «Похищении Европы 2.0». А «Возвращение Азиопы 2.0» не хотите лицезреть? И это будет то самое «нулевое окончание», где «ноль», как явление, станет точкой и нового отсчета, и перехода на порядок выше – к непреклонной сущности. Да, есть Запад и Восток, «и вместе им не сойтись» (по Р.Киплингу), но при этом есть и особое мнение западного менталитета: «Русские – не Белые, они – русские». Плюс к тому, на коллективном Западе, казахи воспринимаются как «русскоговорящие китайцы». Так что, все мы с пространств евразийской лесостепи, определены ими, в их киноклассике, как: «Тьма, пришедшая с Востока».

Все верно: «Нас тьмы, и тьмы, и тьмы». Вот эта Мать-Тьма и породила то Дитя, которое и выбирает свой Путь, опять же «к последнему морю», на краю Ойкумены. И природа этого явления, во всем радужном спектре разносклоняемой сущности…


Ельдес Сейткемел