Нур-Султан

19.02.2021

Соцсеть Clubhouse: Илон Маск на проводе


Меруерт Шукуева


Вот уже две недели в интернете стоит ажиотаж вокруг новой социальной сети Clubhouse, в которую можно попасть только по приглашению. Приложение уже успело стать самым скачиваемым бесплатным приложением в России и стремительно покоряет просторы нашей страны.

Что такое Clubhouse?

Clubhouse – это новая соцсеть, в которой люди создают комнаты по интересам или на разные темы. В этих комнатах можно общаться только голосом, всё происходит в реальном времени, как при групповом звонке в мессенджерах, участниками комнаты могут быть не только друзья, но и другие люди, если комната была публичной, а не приватной.

Соцсеть была создана менее года назад – весной 2020 года. Clubhouse придумали выпускники Стэнфордского университета Пол Дэвисон и Роэн Сет. Уже в январе 2021 года приложение, которое пока работает только на IOS, оценивалось в миллиард долларов. Создатели подчёркивают, что одним из главных принципов платформы является «искреннее общение и выражение».

В соцсети есть подписки и подписчики. Искать новых людей можно через поиск или в уже созданных комнатах. У каждого человека есть свой профиль с аватаром и описанием (биографией).

После создания комнаты, ваши подписчики начнут получать уведомления о том, что вы запустили комнату с предложением подключиться к ней. Подключившись к комнате, перед вами откроется список участников комнаты, и вы будете слышать, о чем они общаются.

В комнате могут быть модераторы, спикеры и слушатели. Любой слушатель может «поднять руку», чтобы его добавили в спикеры и дали слово.

В чем феномен Clubhouse?

Первое. Возможность пообщаться на равных с известными людьми. Резкая популярность началась после того, как Илон Маск решил пообщаться в одной из комнат. В казахстанском Clubhouse есть комнаты, где можно побеседовать с Бейбитом Алибековым, Динарой Сатжан и другими известными личностями. Основная причина популярности – это иллюзия прямого разговора со звездой. Ведь что было до этого? Вы смотрите Дудя в You Tube и понимаете, что он не говорит с вами. Вы слушаете подкаст и как будто говорят с вами, но на самом деле нет.

В Clubhouse ведутся разговоры о предпринимательстве, соцсетях, культуре и политике, но бывают и «беззвучные» комнаты, куда приходят в поисках интересных знакомств, где пользователи ищут новые контакты на основании описания профиля участников. Есть и комнаты для развлечений, например, где пользователи задают друг другу каверзные вопросы, как в игре «Правда или действие», но без второго элемента, и просто рассказывают забавные истории из жизни незнакомым людям.

Второе. Вход только по приглашениям. Когда что-то в ограниченном количестве и куда не просто так попасть, это всегда вызывает больший интерес. Особенно если об этом говорят изо всех щелей.

Но всё не так просто – ждать одобрения от знакомого можно долго, так как число пользователей в сети всё ещё ограничено, а каждый зарегистрированный пользователь поначалу получает не более трёх приглашений для друзей.

В погоне за приглашениями пользователи Казнета начали создавать каналы и группы, предназначенные для обмена приглашениями. В Телеграме даже появились специализированные каналы, где инвайт можно купить.

Третье. Простой функционал. Только одна основная функция и больше ничего. Пара кликов и вы в комнате. Модерация на платформе работает за счёт самих пользователей: каждый участник может пожаловаться на поведение, нарушающее правила платформы, после чего Clubhouse проведёт расследование и примет соответствующее решение.

Большинство открытых для публики комнат в Clubhouse посвящены конкретной теме, которая обозначена в её названии. Пользователи могут найти интересующие их дискуссии по темам, а также видеть, в каких комнатах находятся люди, на которых они подписаны.

Как попасть в Clubhouse?

Соцсеть на данный момент доступна только на iPhone c iOS 13 и новее. То есть владельцы Android не смогут получить доступ, даже если у них будет приглашение. Продолжение в комментариях.

Как получить приглашение? Скачивайте приложение, затем регистрируйтесь в нем, указывая свой номер телефона. После этого пользователи, у которых вы в контактах и кто уже зарегистрирован в этой соцсети, увидит у себя уведомление о том, что вы хотите получить приглашение. Если этот человек выдаст вам его, тогда вы сможете продолжить регистрацию. Если вам никто не выдал приглашение таким образом, у вас есть второй вариант - попросить лично у кого-то приглашение, кто уже есть в Clubhouse.

Что с безопасностью?

В середине февраля американские эксперты из Stanford Internet Observatory (SIO) обнаружили, что при создании Clubhouse разработчики использовали технологии китайской компании Agora. При этом данные пользователей и комнат передавались в китайскую организацию в незашифрованном виде, а значит, могли легко попасть в распоряжение правительства Китая. В ответ на исследование представители Clubhouse сказали, что планируют добавить дополнительное шифрование, чтобы минимизировать риски.

В Китае, как и у нас, Clubhouse тоже стал набирать популярность в начале февраля, но вскоре приложение было заблокировано на территории страны. За короткий промежуток времени, пока платформа была доступна китайским пользователям, на ней успели обсудить многие темы, о которых говорить в Китае публично практически невозможно.

6 февраля в китайском сегменте Clubhouse была создана комната под названием «Есть ли в Синьцзяне концентрационные лагеря?» В дискуссии, длившейся 12 часов, мусульмане-уйгуры рассказывали свои истории китайцам, многие из которых до сих пор сомневались в существовании таких лагерей.

Комната, посвящённая обсуждению протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, которые являются запретной темой в Китае, собрала рекордное количество пользователей – 5 тысяч.

Неизвестно, сколько проживет эта соцсеть, но пока вокруг нее происходят интересные вещи, а слушать известных и интересных личностей как будто они рядом с вами сидят - это очень необычный и интересный опыт, тем более во время пандемии, когда сидя дома, фактически стираются временные и пространственные границы.


Меруерт Шукуева