Костанай

11.02.2021

Разучились читать?


Ксения Кожабаева


По результатам исследования PISA, школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Если говорить о взрослом населении, тот тут ситуация не лучше. Социологи утверждают, что казахстанцы в год читают максимум пять книг. Лидирует сейчас Китай. В этой стране люди читают каждый день или не менее раза в неделю.

Читатели ушли в Интернет, черпают информацию из телефонов и электронных книг, что неизбежно приводит к утрате  привычки читать книгу. В современном мире книга как бумажный носитель информации уже не является единственным источником знаний.

То, что у книги появились мощные конкуренты, ясно всем. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книг, нынешним тинэйджерам приносят кино, компьютерные игры. Достаточно нажать кнопку и получить адреналин. Это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.

В жизни общества произошли колоссальные перемены, а в литературной программе практически никаких. Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, нет ни одного произведения, главным героем которого был бы современный подросток. Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.

Сейчас самыми востребованными изданиями являются учебники – радует, что общеобразовательная система пока не готова полностью перейти на гаджеты. Настоящий бум переживает литература разных отраслей, например, нонфикшена. В этом жанре общедоступно рассказывается о физике, психологии, биологии, религии и так далее. Произведения казахстанских писателей большой популярностью не пользуются, хотя они представлены на книжных полках магазинов.

Конечно же, должна быть очень серьезная государственная популяризация книги. В первую очередь это должны делать центральные каналы. Если человек любопытный, он начинает сам что-то где-то искать, что почитать. А чтобы люди интересовались нужной литературой, необходимо достойное образование.

Центр «Учебник» проверил казахстанские школьные библиотеки. Выяснилось, что их библиотечный фонд на 81% состоит только из учебников и всего лишь на 19% - из художественной литературы, которую приобретали еще в 1990-х годах. 20% вообще следует списать. Выходит, что в школах сейчас вообще нет популярной современной литературы.

Библиотекари уверяют, что посещаемость у них стопроцентная. Люди читают книги с удовольствием, но опять же жалуются на скудность библиотечного фонда. По мнению постоянных читателей, интерес у людей увеличится в разы, если будет больше современной литературы.

Исследования социологов показали, что самые читающие на сегодняшний день жители Алматы и Костанайской области, а также Петропавловска. Самый низкий процент интересующихся книгами, в южных регионах страны.

Если говорить о молодых казахстанских писателях, то обстоятельства вынуждают их освоить азы маркетинга. Изучать целевую аудиторию, самостоятельно продвигать свои произведения, потому как книжной индустрии в стране нет. Западные издатели молниеносно окликаются на любые события. Выбрали в президенты США Байдена, уже книга о нем лежит на полках. Все поставлено на поток.

«Главная проблема низкого уровня чтения в нашей стране – недоступность книжной продукции. Книги не являются товаром первой необходимости. При небольших зарплатах никто не пойдет покупать книги», - говорит владелец книжного магазина «Читай город» Александр Зуев.

Себестоимость книг высокая. И чем меньше тираж, тем книга дороже. А еще необходимо потратиться на рекламу. К тому же сейчас нет как такового института литературных критиков. Некому посоветовать читателям те книги, которые действительно интересны.

«Осталось очень мало книжных магазинов. А те, которые есть, напичканы однотипным жанром литературы: «Думай и богатей», «Как выйти замуж за олигарха» - все на потребу дня, а литературы, которая несет научные знания катастрофически не хватает», - рассказал коллекционер книг Евгений Ройзман.

В Европе и США около 60% книготорговли приходится на продажи электронных книг. И читатели не воруют контент, а покупают его. Для казахстанских писателей переход на аудио формат мог бы стать хорошей перспективой развития. Если учесть, что в нашей стране всегда были сильны традиции устной культуры.

Библиотеки в развитых странах уже давно преобразуются в социальные и урбанистические пространства. Они становятся не только центром досуга населения, но и туристическими объектами.

Об этом говорил и Президент Казахстана, заявив, что библиотеки должны соответствовать современным реалиям, при этом не теряя своей просветительской роли. Допустим в США - это центры повышения компетенции. А в Канаде в библиотеках можно и спортом позаниматься. Там это комьюнити-центры социально-культурного характера.


Ксения Кожабаева