Алматы

06.05.2021

Ashyq: приложение с подвохом


Мирас Нурмуханбетов


Широко разрекламированное приложение ASHYQ было удалено из Apple Store. Возможно, что временно, но это не отвергает того факта, что оно показало свою несостоятельность, не успев «раскрутиться». Это означает не только провал, которому могут радоваться антиваксеры, но и повод всерьез задуматься над тем, осилит ли Казахстан цифровизацию всей страны, особенно за минусом демократии.

Лишний раз пинать ASHYQ мы не собираемся и говорить, что он «никакой» в техническом смысле, нет никакого желания, тем более, как говорится, лежачего не бьют. Однако нужно обратить внимание на некоторые вещи, связанные с «синим приложением». В первую очередь, бросается в глаза «пользовательское соглашение», сторонами которого являются (в порядке очередности) – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Министерство здравоохранения, Национальная палата предпринимателей «Атамекен», ТОО «Digital Innovation and transformation» и пользователем мобильного телефона с функциями смартфона – то есть нас, «простых граждан». При этом мы, как пользователи, подписываем это соглашение путем кликания соответствующей клавиши («Принять»), а вот как это делают другие стороны, не понятно.

Впрочем, здесь нет ничего страшного – судя по документу, никаких особых обязанностей стороны (кроме нас с вами) не несут, равно как и ответственности. Разве что разработчик, то самое ТОО с красивым названием, «обязан обеспечить техническую поддержку Приложения и предоставить простой способ связи для обращений Пользователей по всем возникающим в процессе использования Приложения вопросам». Здесь можно было кое-что написать об этой фирме, которая является прилежным участником госзакупок, в том числе, выигрывая тендеры на разработку сайтов для госорганов, но мы не станем (на этот раз) этого делать, а то могут счесть нас антипрививочниками, которые, по словам замдиректора ТОО, устроили атаку на приложение. Смешно, конечно, и похоже на то, что власти постоянно обвиняют неких «иностранцев» в «раскачивании лодки», но, в любом случае, сегодня речь не о них.

Не станем расписывать подноготную Digital Innovation еще и потому, что «косяки» «АШЫҚа», о сути, это «косяки» заказчиков и того, что большие и малые чиновники называют «цифровым Казахстаном», а точнее – наглядно демонстрирует состояние этого направления и отношение госаппарата к нему (и к народонаселению заодно). Например, в приложении напрочь отсутствует пресловутая политика конфиденциальности, а само оно собрано на основе простого веб-конструктора. Кстати, разработчики заверяли, что ни копейки не взяли за это (еще бы!), но мы-то с вами знаем, что стоит за такой «благотворительностью». Впрочем, не будем опять отвлекаться.

Отсутствие ответственности – это тоже фишка отечественных чиновников, а если еще немного пролистать упомянутое Соглашение, то можно узнать, что и никто, никакой и ни за что ответственности не несет. В соответствующем разделе Соглашения даже несколько раз почеркнуто, что «объекты бизнеса» и прочие «заведения» не отвечают за возможные сбои, неполадки системы, ее обновления и так далее. МЦРИАП с Минздравом вообще нигде не упоминаются, хотя, как было сказано, они являются сторонами Соглашения. Если такое положение спроецировать на другие нормативно-правовые акты в Казахстане, да и просто жизнь здесь, то, по сути, все так и получается – безответственное государство с желанием сделать во всем виноватым гражданина-пользователя.

А что же Пользователь? Прописаны и его права, а точнее, только одно право, больше похожее на право сохранять молчание. «Пользователь вправе пользоваться Приложением исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Республики Казахстан». Все, дальше идут обязанности. То есть вам (нам) великодушно дают право пользоваться тем, что мы закачали, но «шаг вправо, шаг влево» строго запрещен. Здорово, да? Ничего не напоминает из отечественного законодательства?

Камнем преткновения в Приложении является проблема с предоставлением персональных данных. В Соглашении даже соответствующий параграф есть, в котором также нет ни слова о гарантиях сохранения той самой конфиденциальности, что ваши (наши) личные данные не утекут куда-то, не говоря уже о том, что кто-то будет отвечать, если все-таки утекут. Там говорится лишь о том, что свой ИНН ты предоставляешь добровольно – если вдруг система не заработает, а Пользователь дает согласие на сбор и обработку личных данных «путем совершения Акцепта». Кстати, исходя из последнего ункта Соглашения, оно вступает в силу «с момента установки на Мобильное устройство». Другими словами, как только вы загрузили его на свой смартфон, вы уже оказались втянутыми в то дело – в добровольно-принудительном порядке. Это точно так же, как если ты родился в Казахстане, то сразу что-то должен своему правительству и 10 тысяч долларов – зарубежному инвестору.

В общем, ASHYQ этотдостаточно яркий показатель того, что происходит в стране, что делает ее руководство со своим народом и что само народонаселение из этого хочет уловить. Если немного удариться в социально-политическую философию и политико-социальную психологию, то нетрудно понять, что это Приложение – некий билет на Свободу для тех, кто устал от карантинных санкций. Понятно, что в условиях нашей коррумпированной действительности оно никак не может гарантировать безопасности нашего с вами здоровья. Как и безопасности личных данных в виде ИИН. Но кто об этом задумывается?

Здесь логично напомнить, что сейчас этот самый МЦИАП пытается продвинуть ряд поправок в отечественное законодательство, в том числе касающихся сохранности личных данных. Об этом, наверное, тоже следует поговорить отдельно, но отметим, что предлагаемые «изменения и дополнения», мягко говоря, не гарантируют, что вы будете в цифровой безопасности. Напротив, с большой долей вероятности можно сказать, что вас (нас) уже посчитали и записали. Уж поверьте, не может государство со всеми признаками диктатуры что-либо делать для личной свободы своих граждан – это для него чревато. Народонаселение свое такое государство должно контролировать, но только с такими приложениями, как «АШЫҚ», это вряд ли получится – здесь режим будет работать против себя.

В общем, очередной провал «цифрового Казахстана» – это не только показатель «цифровой диктатуры», но и яркий срез всего общества, включая нас с вами. А если вернуться к удалению приложения ASHYQ из «яблочного магазина», то весьма занимательным видится оправдания замдиректора ТОО «Digital Innovation and transformation» Виталия Пустовойтенко. Он сообщил, что «ситуация банальная и глупая» – просто они абонентскую плату AppStorе они запплатили с карты другого лица, а не того, на которого был оформлен ASHYQ. То есть если они такие глупости допускают и приложение значится за каким-то физическим лицом, то кто будет гарантировать сохранение наших личных данных? Да, в конце г-н Пустовойтенко пишет, что «идет процесс передачи приложения госоргану», но нас опять терзают смутные сомнения – зачем передавать заведомо неработающий и не пользующийся доверием продукт, за который мы, как налогоплательщики, будем еще выкладывать свои кровные?

P.S.: Ashyq – это приложение для регистрации посетителей в общественных заведениях. В Казахстане его используют уже более 500 объектов из восьми регионов Казахстана. Перед входом в общественное заведение пользователь приложения сканирует специальный QR-код и предъявляет его администратору на входе.


 [ММ1]им


Мирас Нурмуханбетов