Алматы

01.04.2021

Не верь, не бойся, не проси!


Мирас Нурмуханбетов


Сегодня всемирный День смеха. А точнее – розыгрышей. Один из немногих не политизированных праздников, который неплохо прижился в Советском Союзе и даже развился после его забавного распада. Призывы к его восстановлению хоть и вызывают улыбку, но вовсе не смешны. Впрочем, сейчас вокруг тоже не до смеха, и именно этот факт придает юмору более важный смысл, ведь как сказал один из великих, «юмор – это первый шаг к свободе». Если кому-то она еще нужна, конечно.

Вообще, мало кто задумывался о корнях сегодняшнего праздника. Некоторые исследователи связывают его моментом ухода Зимы – что-то общее между Наурызом и Масленицей. Здесь, наверное, все понятно и в особых разъяснениях нет нужды, хотя можно было развить тему и привести другие примеры традиционных весенних праздников у народов Европы. А то, что День смеха пришел к нам со Старого света, никто не сомневается.

Более распространенной версией является то, что сегодняшнее событие возносится к древнегреческому богу смеха Гелосу. Тому самому, кто состоял в свите более известного Диониса, бога виноделия и веселья. Рядом с ним, кстати, был и Комос, курировавший на Олимпе дела пиршеств и тех же веселий. Не станем углубляться в греческий божественный пантеон (в наш тоже пока нет поводу углубляться), но заметим, что Гелос, как и Комос были на ранг ниже Диониса. В принципе, это объяснимо, но все равно как-то обидно за бога смеха.

Более популярным был римский аналог Гелоса – бог Ризус. Многие исследователи отмечают, что именно его почитание позднее переросло в День смеха. Вполне возможно – отрицать этого не станем. Как и утверждения других историков о взаимосвязи дня розыгрышей (когда в шутку отправляли друг дружку в разные стороны под различными предлогами) к религиозному составляющему. Например, к воспроизведению судьбы Спасителя, присылаемого от Анны к Каиафе, от Пилата к Ироду. Это объяснение основывалось на том факте, что в Средние века во время праздника Пасхи, часто бывающего в апреле, эта сцена входила в состав религиозных мистерий. А может быть, причин было несколько – одно другому не мешает и не противоречит, тем более, никто не станет отрицать, что многие христианские праздники и обычаи имеют глубокие корни в дохристианских обычаях и праздниках.

В общем, вариантов немало. Мы тоже свой выдвинем. Следует заметить, что в просвещенной Европе о дне смеха заговорили только где-то в начале XVI века. То есть пробел в истории в полторы тысячи лет после зарождения христианства и угасания культа Гелоса-Ризуса как-то не сильно отразился на народном фольклоре. Конечно, люди смеялись всегда, но почему только тогда это вошло в традицию празднеств? Вполне возможно, что для смеха и розыгрышей людей стимулировала окружающая действительность. Например, те же средневековые пандемии, вызванные чумой – как раз пятьсот лет назад разыгралась одна такая. И тогда люди, не зная, что им делать, пытались спастись смехом, разыгрывая друг друга и саму Смерть. Как тут не вспомнить традицию карнавалов в Венеции? Правда, такие культурно-массовые мероприятия способствуют распространению вирусов. Впрочем, это шутка. А может быть и нет.

Но если говорить о современной составляющей Дня смеха, то нужно помнить, что его основа – это именно розыгрыш. Смех, как таковой, это уже побочный эффект и производное от этого розыгрыша. Замечено, что в данном случае чаще лучше смеялся тот, кто смеялся первым – то есть сам инициатор розыгрыша, а не его «жертва». Тут, конечно же, все зависит от самого учиняемого прикола – ведь шутки бывают разные, как и разными по реакции и наличию чувства юмора бывают и люди (жертвы). Вон, как говорят, что Джокер, с которым боролся Супермен, на самом деле был перевоплощенным Гелосом, который, в свою очередь, являлся олицетворением циничного юмора. Врут, наверное. Но почему-то вспомнились некоторые совсем несмешные шутки журнала «Шарли Эбдо». Гораздо круче было, когда в 1915 году над немецкими позициями вдруг появился английский аэроплан и сбросил огромную бомбу. Дойче зольдатен бросились в россыпную, но взрыва не было, а на самой бомбе красовалась надпись «С 1 апреля!» Надеемся, немцы оценили это чисто английский юмор.

В общем, как говорится, нам юмор строить и жить помогает. А еще неплохо помогает выживать – особенно в затянувшуюся эпоху пандемии, усиленную социально-экономическим кризисом в стране (и мире). Иногда просто хочется смеяться и, наверное, специалисты подтвердят, что при смехе что-то там в нашем организме вырабатывается, что помогает избежать стрессов или хотя бы смягчить их, а также снизить приступы страха. Заметим, здесь речь не идет об истеричном или злорадном смехе – у них природа и последствия совсем другие.

Шутить, естественно, можно не над всем и не над всеми – в рамках уголовного и административного кодексов и исходя из весовой категории объекта шуток. Но все же нужно помнить, что от великого до смешного один шаг. Подчеркнем, это мы сейчас не о первом и втором президенте, хотя иногда твое лицо расплывается в широкой улыбке, когда представляешь этот тандем.

Но раз уж мы о них заговорили, то примем немного более серьезный вид и вспомним другой девиз, связанный с сегодняшним праздником. Это – «Первого апреля никому не веря!». Действительно, сегодня лучше не делать серьезных дел и не заявлять о них – все равно не поверят. Но люди так устроены, что могут принять на веру и совершенно абстрактные вещи. Например, заявление о честных выборах. Они, кстати, у нас пару раз проводились именно в апреле, но все равно верили и шли туда толпами – если верить данным Центризбиркома, естественно. А как ему не верить?

Вообще, казахстанцы очень интересные и уникальные люди. Они могут смеяться над новыми программами старых президентов или старыми программами новых, но делают вид, что верят им. Но, с другой стороны, если даже власть вдруг начнет говорить правду, то народ не поверит и посмеется. По большому счету, это уже не смешно, когда общество не доверяет своему правительству, но при этом ничего не делает, а если смеется, то, по сути, только над собой. Не смешно, а грустно. Впрочем, смеяться над правительством и тем, кто повыше – себе дороже. В рамках того же уголовного кодекса.

Но как бы то ни было, именно смех – это первый шаг к свободе, как говорил Бернард Шоу (если не шутил). И в первую очередь, к свободе от недоверия, от того, что тебя постоянно разыгрывают, а ты ничего не можешь сделать в ответ. Ведь смех свободного человека все-таки отличается от смеха раба…


Мирас Нурмуханбетов