Нур-Султан - Алматы

01.04.2021

Канат Тасибеков: «Конина – это небитый козырь казахов»


Елтай Давленов


«Почему казахи едят лошадей?» – задался вопросом известный популяризатор казахского языка, писатель Канат Тасибеков и сам же ответил на него на своей странице в фейсбуке. Читаем:

«Да, мы любим лошадей», – говорят казахи и порой получают в ответ издевательское: «Да, вы любите лошадей, потому что они такие вкусные».

Действительно, почему если мы так любим лошадей, если детей называем ласкательно «құлыным» – «жеребеночек мой», если выдающихся людей сравниваем с «тұлпар» – скакунами, если конь – крылья жигита и его боевой друг, почему мы… едим друзей?

Я думал над этим вопросом и, кажется, нашел ответ. На мой взгляд, он заключается в следующем. В казахах очень сильна вера в предназначение, в предопределение, в судьбу, в то, что каждый, кто пришел в этот мир, приходит в него с определенной миссией, целью, предназначением, и успешная жизнь – это жизнь, в которой эта миссия успешно выполнена.

Лошадь приходит в этот мир, для того чтобы служить человеку: транспортом, одеждой, напитком, развлечением, объектом восхищения и любви. И пропитанием. То есть, когда приедет ее время, ее надо будет зарезать и съесть. Лошадь не предназначена умереть своей смертью как собака или как дикий зверь и послужить пищей для падальщиков или быть закопанной в землю и сгнить – это будет глумлением над ее высшим предназначением – служить человеку до конца».

Этот пост наш сегодняшний собеседник сопроводил видео, на котором аксакал прощается со своей лошадью. Она отслужила свое. И теперь ей пришла пора выполнить последнюю миссию – она идет на убой…


- И все-таки, Канеке, почему лошади занимают особое место в жизни казахов?

- И не только у казахов. Лошади занимали большое место в жизни практически всех народов, которые сталкивались с этими благородными животными. Лошадь является олицетворением мужества, красоты, отваги, быстроты, благородства практически у всех народов. Всадник на коне всегда считался олицетворением мужества. Вспомните индейцев Северной Америки (хотя они узнали о лошадях только с приходом испанцев), японских самураев, средневековых рыцарей, восседавших на скакуне. Вспомните Дона Кихота на Росинанте.

Да, тотемным животным у казахов является волк көк бөрі, то есть небесный волк. Но тотемом можно назвать и лошадь. Мы сравниваем акына с резвым тулпаром, о себе говорим: «жылқы мінезді халық» (народ с характером лошади) и уважительно об этих животных: «Мінсең – көлік, жесең – ет, ішсең – сусын, кисең – киім», то есть лошади для казаха – это и транспорт, и еда, и напиток (кумыс), и одежда. От себя добавлю – еще и спорт. Возьмем кокпар. Это симбиоз коня и всадника. Это удаль, азарт, первобытные страсти, захватывающее зрелище.

Я сам родом из Алексеевского района Акмолинской области. В первый раз я попал на кокпар, когда приехал на учебу в Алматы, на местном ипподроме. Когда увидел это состязание, я вообще забыл обо всем, позабыл о том, где нахожусь. Это был чемпионат СССР, за Казахстан играла сборная команда овцесовхоза Куюк из Южно-Казахстанской области, их соперниками была сборная Таджикистана. Это был поединок за звание чемпиона Союза. Это был такой накал! Я вообще потерял голову, как и все зрители. Это у нас в крови. Это не сравнимо ни с футболом, ни с теннисом. У этого вида спорта, на мой взгляд, огромный потенциал, если его развивать и с умом подавать.

- Говорят, казахи были первыми людьми, одомашнившими лошадь?

- Ну, так можно и сказать, что и первым человеком на Земле был казах, поскольку Адам по-казахски означает «человек». Мы знаем из курса истории, что Батайская культура существовала 3 тысячи лет до нашей эры. Это предки казахов в том широком смысле, что это были люди, которые населяли Великую степь, просторы Евразии в то время. Они жили в жилищах, очень похожих на наши войлочные юрты. Конечно, здорово, что именно у нас, в Северном Казахстане, найдены первые археологические свидетельства одомашнивания лошадей. Человек оседлал лошадь, и ему стали покорятся просторы, это было равносильно изобретению колеса. Это придало импульс развитию всей человеческой цивилизации. Мир стал более досягаем.


- Какие породы лошадей разводили наши предки-кочевники?

- Наши предки не занимались селекционно-племенной работой. Все лошади, которые разводятся на территории Казахстана, относятся к местной казахской породе лошадей. По классификации это аборигенная порода продуктивного направления. Лучшая часть именовалась джабе – лошади крепкой конституции, массивные, очень легко набирающие вес, с крепкими копытами, выдерживающие круглогодичное табунное содержание. В настоящее время из казахской породы выведены кушумская, мугоджарская.

По различным оценкам ежегодно в Казахстане рост поголовья лошадей составляет 300 тысяч, и это очень приличный показатель. Никто не может сказать, сколько ежегодно на соғым забивается лошадей. Наверное, где-то около 30-50 тысяч ежегодно.

Вообще, вся отрасль делится на две части: коневодство (разведение местной породы) и коннозаводство (разведение породистых лошадей, например, арабских, ахалтекинских и других). Второе направление у нас тоже хорошо развивается. Люди у нас с деньгами, немало людей с очень большими деньгами. А казахи с большими деньгами любят лошадей, создают конефермы. Они и участвуют на байге и других состязаниях.

Как я уже говорил, казахи никогда не вели селекционную работу в отличие, скажем, от наших соседей туркмен, у которых породистые скакуны жили чуть ли не в шатре хозяина. А у нас говорят: «Жүзден жүйрік, мыңнан тұлпар» – «из сотни – скакун, из тысячи – тулпар». То есть от обычной кобылы обычного косячного жеребца рождается жеребенок, который оказывается великолепным скакуном. Это как талант, сцепление генов. Но никому не приходило в голову специально скрещивать лошадей, чтобы непременно получить уникальное животное.

У меня есть товарищ из Торгая Омиртай Жусупов. Он был зоотехником, директором совхоза. В первые годы независимости в Казахстане стала возрождаться байга, и ему нужно было выставить лошадь на скачки. Как определить лучшую кандидатуру? Вышли на казаха-репатрианта из Монголии, который слыл знатоком лошадей. Мой товарищ вместе с ним объехал всю область, и в итоге тот самый знаток выбрал лошадь, которая ходила под седлом чабана. Это вызвало общее недоумение. Но оралман настоял на своем. «Я вижу, что эта лошадь будет скакать», – сказал он. Хотите верьте, хотите нет, эта лошадь в последующем выиграла очень много скачек.

- Общеизвестно, что конина является диетическим мясом. Знали ли об этом наши предки?

- Казахская лошадь выращивается на круглогодовом пастбищном содержании без какой-либо подкормки. Употребление в пищу конины экономически оправдано: она по органолептическим показателям опережает говядину, баранину, козлятину и верблюжатину, легче любого из вышеперечисленных видов мяса и даже мяса некоторых видов птицы. Конский жир имеет низкую температуру плавления и богат полиненасыщенными жирными кислотами – линолевой, линоленовой и другими. И, попав в организм, конина очень легко растворяется и впитывается.

Но конина конине рознь. В 1991 году я учил французский язык в Москве. Союз разваливался, но у меня были связи с коневодами, появились первые кооперативы, можно было что называется «двигаться», развивать хозяйственную деятельность. Я договорился о покупке лошадей, и ко мне приехал брат Марат. Из Рязанской области он забрал 28 лошадей, погрузил их в вагоны и привез в тогдашний Целиноград. Самую жирную зарезали, но честно сказать, мясо никто не ел. Оно там висело, невозможно было его есть. Потом выбросали собакам. Мясо оказалось не пригодным для употребления по своим органолептическим свойствам.

Верховых лошадей, а именно работавших на скачках или на упряжи, есть невозможно по определению, поскольку молочная кислота – продукт работы мышц – забивается в мускулах и при варке всплывает ядовитой пеной. Невыносимый запах пота и метана делает несъедобным такое мясо. А у свободно пасшейся лошади мясо совершенно другого качества.

Народы, не разводящие продуктовых лошадей, о конине имеют представление по рабочим лошадям и вступают в диссонанс, когда речь заходит о потреблении конины. Я, например, знаю, что арабы точно также не едят скаковых или рабочих верблюдов по таким соображениям.

Кстати, в свое время в Советском Союзе проводилось научное исследование, которое показало, что самым лучшим является мясо якутских лошадей. Между прочим, якуты очень обижаются, когда мы говорим о том, что они едят оленину. Якуты – нация коневодов, лошади – основной источник их пропитания. Якутская лошадь уникальная: пасется при 60-градусных морозах, на толстом слое снега, а свирепые жеребцы, поросшие шерстью, отгоняют от стада полярных волков.

Мой покойный отец, он 1916 года рождения, был ответственным секретарем Акмолинского облисполкома и другом бывшего председателя Совета министров Казахской ССР Жумабека Ташенева. Отец пережил голод 1921 года, 1932 года, войну и не одну – Финскую, Великую Отечественную и Японскую. Он пил, курил, не занимался спортом, и он не ел ничего, кроме мяса. В основном, конечно, конину. Так вот, мой отец умер в возрасте 86 лет. Учитывая то, что он пережил, возраст более чем почтенный, согласитесь. Он почти потерял слух и зрение, но при этом до последних дней своей жизни сохранил полную ясность ума, мог запросто прцитировать Абая. Я помню из детства: мы садимся обедать, нас семеро детей, а на столе жареная картошка. Отцу мама отдельно подает кусок мяса. Если не было мяса, он мог бросить ложку со звоном и сказать: «Тамақ жоқ!» (есть нечего), встать и уйти из-за стола.


- Сейчас мы не пасем лошадей в сорокаградусный мороз и не ходим целыми днями за отарой овец, а физический труд сведен к минимуму. Насколько оправдано употребление казахами мяса в таком большом количестве?

- Конечно, нужно сокращать потребление мяса, калорийность рациона. Но тем не менее, как говорят казахи: «Жылқының етін жесең тісіңе кіреді, жемесең түсіңе кіреді» (если съешь конину, она застревает в зубах, если не сьешь, будет сниться во сне). Конина – это небитый козырь казахов. Наша конина – это чудо, волшебство.

Современное общество идет по пути гуманизации, очеловечивания всего окружающего. Животным дают имена, считают их членами семьи. Смотрят животным в глаза, стараются что-то понять, думают, что животное понимает человеческую речь и потом, когда приходит время Х, начинают жалеть животное. Масло в огонь подливают вегетарианцы, защитники животных и так далее. Человечество стало хорошо жить! У современного человека есть выбор еды, есть осознанный выбор форм питания. Но давайте не забывать, что мы хомо сапиенс, и нам для существования нужны белки, жиры и углеводы.


Елтай Давленов