20.10.2021 15255

Почему Узбекистану нужно вести диалог с Талибаном?


Бахтиёр Эргашев

- В связи с Афганистаном. Как сторонник республиканской формы правления и противник монархии, как сторонник светского пути развития, как сторонник идей необходимости модернизации мусульманского мира, я являюсь принципиальным противником движения Талибан (запрещено в Казахстане. – Check-Point.kz). Полностью не приемлю их идей и политической практики.

Но я полностью согласен и поддерживаю шаг правительства Узбекистана по налаживанию транспортных связей с Афганистаном. Почему?

Во-первых, я исхожу из того, что соседей не выбирают. Ну вот такой вот сосед у Узбекистана исторически. Что с этим поделаешь? И этот факт надо принимать. И не навязывать своей идеологии и своего понимания, уважать суверенитет и территориальную целостность Афганистана (в отличие от Запада, США, Пакистана и др.).

Во вторых, я исхожу из простого но очень глубокого и мудрого принципа, который сформулировал Первый Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов еще в конце 90-х годов прошлого века, когда Талибан в первый раз пришел к власти в Афганистане: "У кого власть в Кабуле, с тем и будет разговаривать". Талибан у власти – будем разговаривать с ним. Американское марионеточное правительство – будем говорить с ним и обсуждать самые различные экономические и инфраструктурные проекты. Если будут другие правительства через некоторое время – будем говорить с ними. Это называется в теории международных отношений торжеством прагматизма и реалполитики. Такой и должна быть нормальная внешняя политика суверенной страны, исходящая из собственных национальных интересов.

В-третьих, и это самое главное. Если исходить из логики моральных ригористов, которые сейчас заполонили интернет, соцсети и некоторой части экспертов и которую кратко можно выразить: "Ой-ой-ой, как же так, Талибан - он же плохой, они террористы, они женщин обижают, права человека не соблюдают, руки ворам рубят, лишают статуса официального языка узбекский язык, как же с ними можно общаться и сотрудничать?", то тогда, конечно, с правительством Талибан общаться нельзя.

Но вы же хотите помочь голодающим людям, простым афганцам? Хотите. А как вы сможете им помочь, если не вести переговоры с правительством Талибан? Вы хотите решить вопрос с присутствием "ИГИЛ-вилоят Хорасан" в Афганистане? Хотите. А с кем об этом говорить придется? Правильно. С так нелюбимым всеми Талибаном.

Вы хотите возобновлять транспортное сообщение с Афганистаном? Вы считаете необходимым возобновление переговоров о строительстве транспортно-инфраструктурных проектов через Афганистан? А с кем придется говорить об этом? Правильно - с политической силой, которая сейчас правит в Афганистане, с так всеми нелюбимым Талибаном.

Так что, давайте поменьше морального ригоризма, густо замешанного на политическом инфантилизме и побольше прагматизма и здравого смысла...

Меня спрашивают, а что будет делать Узбекистан, если на его попытки наладить диалог с Талибаном он окажется настолько невменяемым, что пойдет на страны ЦА или натравит на нас "ИГИЛ-Хорасан", Ансаруллох или других? Ответ: ну, тогда придется их бить, совместно с союзниками и стратегическими партнерами, а потом снова вести переговоры и налаживать диалог.

Реалполитика, однако.