14.10.2021 21965

Прощай, Facebook? Спасибо, депутаты!


Тамара Калеева

Президент ОФ «Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз»

- 15 сентября депутаты Мажилиса почти единодушно проголосовали за то, чтобы собственники иностранных мессенджеров и социальных сетей регистрировались и открывали свои филиалы, если хотят работать в Казахстане.

Причина очень благородная – забота о детях. Детей травят с помощью интернета, кибербулинг – причина психологических срывов, агрессии, преступности и даже суицида. Другие причины детских проблем: семья, школа, медицина и прочее, похоже, для депутатов не столь токсичны. Да и министерство информации подустало: в 2020 году выявило в целом около 70 тыс. фактов кибербуллинга и направило 1,8 тыс. обращений с просьбой удалить такие материалы.

Те же Facebook, Instagram, Twitter выполнят требования, как миленькие, ведь они зарабатывают на казахстанцах миллиарды долларов, - поделился один из авторов законопроекта, Айдос Сарым. Мы, однако, помним, что доля казахстанских пользователей сети Facebook – десятитысячные доли процента и тревожимся – а что, если этот гигант не захочет регистрироваться в Казахстане?

Хотя идея весьма продуктивна. Обяжем открыть свои представительства зарубежных производителей кухонных ножей - случаев поножовщины станет меньше.

Обяжем зарубежные автогиганты регистрироваться в Казахстане – меньше будет ДТП. И так далее.

Кстати: в мире всего 12 стран (из двухсот), в которых блокируют мессенджеры и социальные сети. Эти страны трудно отнести к развитым, зато они безусловные аутсайдеры по рейтингу свободы слова. Интересно, почему депутаты хотят видеть нашу страну в их числе?

А если серьезно: в Казахстане нет своих социальных сетей, своих мессенджеров и поисковых систем. Принятие данной нормы приведёт к таким негативным последствиям, как ограничение права на получение и распространение информации, снижение авторитета Казахстана как члена международных организаций, уменьшению инвестиций в страну, снижению деловой активности граждан и бизнеса, будет препятствовать развитию рекламы и электронной торговли.