07.10.2021 23318

«Про ошибки инвестклимата и привлечения инвестиций»


Расул Рысмамбетов

В Казахстан вошли иностранные инвестиции. В основном, в нефть. 80+% инвестиций, которые мы получили, были в сырьевой сектор. Мы теперь пытаемся привлечь инвесторов в несырьевые сектора и нередко терпим крах. Почему?

Причина, вроде, очевидная, однако почему-то мы топчемся на граблях и даже танцуем на них. В нефтянку то зашли не просто деньги, а деньги на кончике бура профессиональных нефтяников с мировым именем.

В современном мире инвестор – понятие двух-трех-много составное.

Первый компонент – это операционная компания, фирма, у которой есть опыт работы в этой отрасли. Например, акимат области хочет привлечь инвесторов в создание сети МТС (машинно-тракторных станций), чтобы крестьянам было легче обрабатывать землю. Первым делом акимат должен искать не деньги на покупку тракторов, а компанию, которая умеет делать такие проекты.

У компании есть бренд, знания, умения, навыки, и она готова сотрудничать. Увы и ах, как правило, такие компании востребованы везде и у них нет средств начинать МТС. Да и желания особого нет, потому что чтобы начать такой проект в Казахстане, надо летать 7 часов из той же Дании, потом на лэндкрузерах из Астаны до райцентра, где акимат решил из заброшенного коровника сделать планетарный МТС.

Второй компонент – это деньги. В мире всегда есть 10-20-30-100 млрд долларов чьих-то свободных средств, которыми управляют инвестиционные фонды. Фонды кладут деньги в банки, покупают ценные бумаги, валюту, золото, одним словом, приумножают.

Если датчане прилетели-доехали до разбитого коровника и бегают вокруг него в восторге, они спросят: «А деньги у вас есть?»

В этот момент они получают недоуменные лица акиматчиков, которые представляют, что датчане в чемоданах привезли деньги, просто оставили их в астанинской гостинице.

Затем датчане объясняют, что могут привлечь деньги на развитие сети МТС с разбитого коровника, однако акимат должен там делить риски, вкладывать и свои средства, а датчане этим всем будут управлять.

Инвестиционные фонды будут давать деньги не Казахстану, не красивейшему акиму области, а деловитым датчанам, которые умеют создавать МТС и налаживать работу.

После этой фразы обычно среднестатистический замакима по сельскому хозяйству говорит "пщщщщ, думал они инвесторы" и теряет интерес к разговору. А риски надо делить и тут нужны понятные гарантии, что датчанам предоставят инфраструктуру для создания МТС и помогут. Налаживать они умеют, но не в Казахстане. Они свой сферический шар – проект МТС – могут перенести в Казахстан и попробовать запустить, однако 99% он провалится на первой же растаможке тракторов, нетерпеливом замакиме области, которые после первого месяца работы начнет покрикивать на датских менеджеров.

А если операционная компания решила, что часть затрат лучше возьмет в казахском банке, потому что в тенге ниже риски, то она упирается в ломбардную политику банков и проект мирно затихает.

То есть основная ошибка десятка наших ведомств, которые ищут инвестиции для Казахстана в том, что наши ребята ищут деньги тогда, когда надо искать тех, кто умеет их правильно осваивать. И не «правильно осваивать», а реально купить нужный список оборудования и использовать его.

Метафорически излагая, мы ищем человека, который нам даст рис, потому что хотим плов. А нам нужен шеф-повар, который знает, как смешать ингредиенты в кучу и получить плов. Рис он сам найдет.

Именно из-за этого подхода в регионах очень тяжело с привлечением инвесторов, потому что наши ищут деньги.

Знаю сотни встреч с инвестфондами у наших закончились ничем, потому что никто не будет давать средства людям с честными глазами без опыта работы. Деньги дают в рабочие руки. Мы как бы хотим победить в инвестгонке, просим бензин, а нас просят показать пилота и гоночную машину. Какая-то машина (инвестиционный проект) у нас типа есть. Но без Шумахера мы полетим только вниз, а не на пьедестал почета.

Само собой, есть сотня нюансов типа правильного договора, нужной суммы денег, прозрачных судов и т.д. Но одна из причин – незнание, что для инвестпроекта нужны сначала не деньги, не проект, а правильная операционная компания. Есть ли у нас такие в Казахстане? С десяток, наверное. Но и под их бренд иностранные фонды давать не будут, потому что не видели их в деле.