Аналитика

Цели «зеленого» перехода в ЦА были озвучены на COP29

The Diplomat

27.11.2024

Хотя Центральная Азия демонстрирует твердую приверженность принципам экологической устойчивости, путь к «зеленому» переходу по-прежнему сопряжен с препятствиями.

Помимо протестов «зеленых» активистов и отзыва делегации Аргентины, вопросы, поднятые на COP29 в Баку (Азербайджан), останутся актуальными еще долгое время после завершения саммита. Находящиеся по другую сторону Каспийского моря государства Центральной Азии остро осознают экологические проблемы, с которыми сталкивается их регион.

Нехватка воды остается актуальной проблемой, поскольку чрезмерная добыча воды в сельском хозяйстве истощает жизненно важные водные источники. В результате высыхания Аральского моря образовалась соляная пустыня площадью 5,5 миллиона гектаров, которая производит 100 миллионов тонн пыли и токсичной соли. Между тем, неэффективные методы орошения привели к засолению почвы, особенно в Узбекистане, ухудшению качества земли и снижению производительности сельского хозяйства.

Таджикистан, 97 процентов энергии в котором вырабатывается за счет гидроэнергии, страдает от регулярной нехватки электроэнергии и перебоев в электроснабжении. Это вынуждает страну запускать угольные электростанции, чтобы удовлетворить потребности реиндустриализации Душанбе, что ухудшает качество воздуха в стране.

Преодоление этих экологических проблем осложняется еще и тем, что Центральная Азия сильно зависит от нефти и газа для обеспечения экономического роста, что делает переход к устойчивой и экологичной энергетике все более сложным.

Казахстан занимает лидирующие позиции

Казахстан, как наиболее промышленно развитое государство Центральной Азии, подтвердил свою приверженность «зеленому» переходу. В 2013 году в стране был принят план развития «зеленой» экономики, целью которого является получение 50% энергии из возобновляемых источников к 2050 году. Также была принята стратегия по превращению в углеродно-нейтральную страну к 2060 году с промежуточной целью сокращения выбросов парниковых газов на 15% по сравнению с уровнем 1990 года к 2030 году. 

В настоящее время предпринимаются усилия по сокращению доли угля в производстве энергии с 69 до 40 процентов и увеличению доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе с 3 до 15 процентов. Сообщается, что в период с 2021 по 2023 год Казахстан посадил 843 миллиона деревьев, а к 2027 году планирует посадить 2 миллиарда. 

Благодаря горнодобывающей промышленности, на которую приходится 20% всего экспорта страны, спрос на «критические минералы» будет расти, поскольку страны ищут ресурсы, необходимые для производства батарей для электромобилей и ветряных турбин. В мае Казахстан подписал Меморандум о взаимопонимании с Европейским банком реконструкции и развития для модернизации горнодобывающего сектора страны.

6 октября более 70% граждан Казахстана проголосовали за строительство атомной электростанции, что расширило возможности страны по снижению зависимости от угля и повышению энергетической безопасности.

«Казахстан ясно дал понять, что, будучи крупнейшей экономикой региона, он стремится стать климатическим лидером, — говорит Камал Аубакиров, аспирант Джорджтаунского университета, специализирующийся на евразийской и энергетической политике, который присутствовал на саммите COP29. — Страна стратегически расширяет свое международное присутствие на многосторонних площадках, признавая меняющуюся динамику в глобальных делах и позиционируя себя для более влиятельной роли на мировой арене».

Центральная Азия на COP29

На COP29 президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что Центральная Азия, несмотря на то что на ее долю приходится всего 1 процент глобальных выбросов, сталкивается со значительными климатическими рисками. Он подчеркнул необходимость использования передовых технологий, таких как искусственный интеллект и спутниковый мониторинг, для более эффективного управления земельными и водными ресурсами. 

Специальный представитель по международному экологическому сотрудничеству Зульфия Сулейменова объявила, что Казахстан будет стремиться завершить разработку нормативных актов по метану, направленных на сокращение неаварийных выбросов метана и содействие обнаружению и устранению утечек в нефтегазовом секторе, а также завершить разработку Национальной программы по сокращению выбросов метана к COP30 в 2025 году.

Министр экологии Ерлан Нысанбаев представил на саммите инициативу Казахстана по углеродному земледелию, направленную на преобразование сельского хозяйства в углеродопоглощающий сектор для смягчения последствий изменения климата и восстановления деградировавших земель. Располагая 200 миллионами гектаров сельскохозяйственных угодий, Токаев пригласил международные инвестиции в сектор углеродного земледелия в Казахстане как путь к устойчивому развитию сельского хозяйства.

Казахский лидер также выразил свою поддержку группе экспертов по Каспийскому морю, инициированной президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и подтвердил активизацию усилий Казахстана по сохранению Аральского моря.

«Присутствие президента Токаева было особенно заметным, — отметил Аубакиров. — Выступая с речами или посещая национальный павильон Казахстана, он приковывал к себе внимание на всем Олимпийском стадионе Баку. Кроме того, Казахстан заключил важные соглашения, включая инвестиционное обязательство Китая на сумму 2,5 миллиарда долларов на реализацию энергетических и инфраструктурных проектов».

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подчеркнул острую необходимость решения проблемы уязвимости горных регионов к изменению климата, в частности, их влияния на водные ресурсы.

В настоящее время страны Центральной Азии изучают возможности координации проектов в области возобновляемой энергетики, включая интеграцию энергосетей между Азербайджаном, Узбекистаном и Казахстаном. Три страны подписали соглашение о стратегическом партнерстве в области развития и передачи экологически чистой энергии, включая совместное строительство кабеля для экспорта возобновляемой энергии на европейские рынки через Каспийское море. В рамках саммита COP29 Международное агентство по возобновляемой энергии (IRENA) провело первый Инвестиционный Форум по Вопросам Перехода к Энергетике в Центральной Азии, что свидетельствует о расширении многостороннего взаимодействия с регионом.

Предстоящие вызовы

Хотя Центральная Азия демонстрирует твердую приверженность принципам экологической устойчивости, путь к «зеленому» переходу по-прежнему сопряжен с препятствиями. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, в частности, сильно зависят от ископаемого топлива, что создает экономические препятствия для перехода на возобновляемые источники энергии. Между тем, трансграничные водные конфликты остаются проблемой, которую необходимо решить, чтобы открыть возможности для устойчивого управления водными ресурсами. В связи с этим Франция и Казахстан совместно проведут в декабре Саммит «Единая вода», цель которого — решить вопросы глобального управления водными ресурсами.

Переход к устойчивой энергетике также потребует значительных улучшений в технологиях и инфраструктуре. Хотя Китай может быть готов предоставить такие инвестиции, в долгосрочных интересах региона продолжать диверсифицировать партнерские отношения и повышать авторитет Центральной Азии для привлечения более широкого международного сотрудничества.

В условиях обострения соперничества великих держав и политизации таких инициатив, как международная экологическая повестка дня, Центральная Азия не может полагаться на внешних игроков, которые будут искать решения от ее имени. Это эпоха, когда регионы должны сами отстаивать свои интересы и искать пути сотрудничества для достижения своих амбициозных целей.

«Страны Центральной Азии и Азербайджан довольно громко заявили о своем присутствии на COP29, — отметил Аубакиров. — Растущий разрыв между «Глобальным Севером» и «Глобальным Югом» становится все более очевидным».

Автор: Найджел Ли — в настоящее время является научным сотрудником Бункера в Институте изучения дипломатии Джорджтаунского университета. Он специализируется на вопросах евразийской безопасности, контроля над ядерными вооружениями и внешней политики России.

Источник: Central Asia’s Green Transition Goals Highlighted at COP29

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников