Майская толпа, напавшая на студентов из Южной Азии в столице Кыргызстана, глубоко потрясла сообщество индийских и пакистанских экспатов, которые сделали Бишкек своим домом.
Кыргызстан попал в заголовки международных газет 18 мая 2024 года, когда разъяренная толпа из более чем 700 человек собралась и напала на студентов из Индии и Пакистана на расовой почве. За последние несколько лет число студентов-медиков из Южной Азии в Бишкеке неуклонно растет. Многих студентов из Индии и Пакистана привлекает доступная стоимость обучения в университетах, низкая стоимость жизни и возможность относительно легко перевести свои медицинские дипломы на родину.
Хотя расизм присутствовал всегда, насилие в мае стало первым крупномасштабным нападением на студентов из Индии и Пакистана и глубоко потрясло и травмировало многих членов сообщества.
Некоторые студенты решили вернуться на родину после атаки, но многие члены сообщества по-прежнему стремятся строить свою жизнь в Бишкеке благодаря завязавшимся дружеским отношениям и глубокому пониманию кыргызской культуры.
Некоторые экспаты, которые изначально приехали в Кыргызстан для обучения в медицинской школе, намереваясь вернуться на родину, вместо этого остались и пустили корни. Сандип Биджават, владелец Bistro Somewhere в Бишкеке, переехал в Кыргызстан более 13 лет назад, чтобы поступить в медицинский колледж. После окончания учебы и года жизни в Индии Биджават вернулся в Бишкек и открыл Somewhere Bistro, где подают блюда индийской кухни и проводятся мероприятия, посвященные индийской культуре, такие как ежегодный фестиваль Холи и празднование Нового года под музыку в стиле болливуд-техно-хаус. На такие праздники в Somewhere Bistro приходят люди из Индии и Пакистана, а также многие местные жители и другие экспаты.
«Бишкек сейчас и 13 лет назад сильно отличаются», — говорит Биджават. Прожив в Бишкеке восемь месяцев в возрасте всего 17 лет, Биджават вернулся в Индию из-за проблем с языковым и культурным барьером. Будучи студентом, он чувствовал себя неловко, посещая места в Бишкеке, из-за того, что люди смотрели на него. «Каждый седьмой или восьмой мужчина смотрел на меня коса, хотя я ни в чем не виноват».
Но вскоре Биджават вернулся в Бишкек, чтобы получить медицинскую степень. Он нашел гостеприимные места, завел друзей и улучшил свои знания русского языка. Нападения в мае стали первым случаем, когда он задумался об отъезде.
В ночь перед нападениями на студенческие общежития двое мужчин в масках пришли в Somewhere Bistro и в угрожающей манере потребовали поговорить с Биджаватом на улице. Одна из барменов, местная кыргызка, поговорила с ними на кыргызском языке и убедила их уйти. Биджават считает, что мужчины пришли, потому что знали, что бар принадлежит индийцу, но не нашли целевой группы из-за мультикультурного пространства, созданного Биджаватом.
В течение трех дней он был расстроен из-за несправедливости, которую пережили люди из Индии и Пакистана. Но даже думая о своем долгосрочном будущем, Биджават говорит, что продолжает жить в Бишкеке не из-за своего бизнеса, а из-за дружбы, которую он завязал с людьми в Кыргызстане.
Сразу после терактов его местные друзья стали чаще приходить и сопровождать его в бар и обратно, чтобы убедиться, что он в безопасности. Всего через два дня после терактов Биджават успокоился. Незнакомый местный житель, проходя мимо, остановил его и сказал: «Не волнуйтесь, все будет хорошо».
Биджават не уверен, что ситуация улучшилась после терактов, но он чувствует себя в Бишкеке комфортно и считает, что большинство людей понимают экономическую ценность наличия иностранных студентов. За последние десять лет он стал реже сталкиваться с расизмом. Если кто-то проявляет расистские наклонности по отношению к нему, Биджават объясняет это недостатком знакомства с индийской общиной.
В Somewhere Bistro регулярно проходят музыкальные выступления и другие мероприятия с участием артистов из Кыргызстана и из-за рубежа. У самого Биджавата есть группа Frunze Streets, которая играет инди-рок и регги под влиянием любимой Биджаватом суфийской музыки. В их репертуаре есть песни, в которых звучат мантры на санскрите под рок-музыку, а также тексты на русском и английском языках. Группа была создана в 2014 году, и сейчас в нее входят музыканты из Кыргызстана, а также Биджават.
Вместе с Биджаватом Нитин Рао руководит компанией Bollywood CIS, которая занимается линейным производством болливудских фильмов в Центральной Азии. Рао переехал в Кыргызстан более девяти лет назад, чтобы поступить в медицинский колледж. После окончания учебы Рао решил остаться, обнаружив свою страсть к бизнесу и влюбившись в Кыргызстан, людей и культуру.
Решение обосноваться в Бишкеке было для Рао постепенным процессом. По мере изучения русского языка он смог больше узнать о культуре Кыргызстана и путешествовать по стране, что побудило его продолжить изучение языка. «Если вы знакомы с культурой и языком, то легко подружиться с местными жителями и полюбить окружающих вас людей», — сказал он.
Рао научился приспосабливаться к этой культуре — он стал вести себя спокойнее и говорить тише.
«Когда я впервые ехал в общественном транспорте здесь, я был с группой друзей, и мы громко разговаривали. Они [пассажиры-кыргызы] начали что-то говорить, а я не знал русского, поэтому подумал, что они хотят нас притеснить, но я понял, что им не понравилось, как мы громко разговаривали на людях». Знакомство с культурными нюансами помогло Рао почувствовать себя в Кыргызстане как дома, что по-прежнему является проблемой для любого экспата.
Многие экспаты из индийской общины, с которыми учились Биджават и Рао, покинули Кыргызстан. Те, кто приехал по причинам, не связанным с учебой, например, чтобы начать или развить свой бизнес, не представляют собой большую или глубоко связанную общину в Кыргызстане, но они знакомы друг с другом благодаря встречам в ресторанах и на фестивалях, подобных тем, что проводятся в Somewhere Bistro.
Биджават и Рао создали в Бишкеке активные общины и характеризуют нападения на свою общину как аномалию. Они отметили, что местным жителям трудно понять индийских артистов и культуру, и что недостаток информации — главная проблема в Кыргызстане для выходцев из Южной Азии. Рао недавно стал диджеем и в основном играет индийскую музыку, он говорит, что иногда трудно привлечь местную аудиторию, потому что не все знакомы с музыкой из Индии.
Гази Парвез, который закончил медицинский университет в Кыргызстане и стал начинающим предпринимателем, рекомендует другим индийцам учиться в Кыргызстане. Парвез живет в Кыргызстане уже семь лет, пережив все экономические трудности. Свое решение остаться он во многом связывает с общиной, которую он создал в Бишкеке. Но Парвез, имеющий этнические турецкие корни, рассматривает возможность переезда обратно в Индию из-за нападения, совершенного в мае. Как турко-индиец, он говорит, что хочет вернуться не потому, будто чувствует опасность из-за своей внешности или происхождения, а скорее потому, что его огорчает отношение к его общине.
Рао и Паравез говорят, что их знакомые студенты-медики планируют вернуться, хотя оба отмечают, что майские события были гораздо более пугающими для студентов и их семей, поскольку они меньше знакомы со страной. Биджават не уверен, вернутся ли знакомые ему студенты или нет.
Профессор из Кыргызстана в медицинском университете в Бишкеке, которая уже около пяти лет работает со студентами из Индии и Пакистана, до сих пор ждет, сколько студентов вернется. (Профессор попросила не разглашать ее имя.) В течение недели после терактов она и ее коллеги по очереди круглосуточно дежурили в общежитиях студентов и покупали им продукты на свои деньги. До конца семестра они перешли на онлайн-преподавание. Несмотря на то, что за это время не произошло ни одного нового нападения, профессор и ее коллеги продолжали оказывать поддержку, потому что хотели, чтобы студенты чувствовали себя в безопасности и спокойствии.
Многие местные жители негативно относятся к иностранным рабочим, которые приезжают в Кыргызстан для выполнения ручного труда, а в некоторых рассказах прослеживается точка зрения, что рабочие из Индии и Пакистана отнимают работу у местных жителей, что способствует формированию более широких антимигрантских настроений в Кыргызстане. Несмотря на негативное отношение к индийской и пакистанской общинам в Кыргызстане, есть надежда, что в будущем ситуация улучшится. Многие студенты собираются вернуться в университет в осеннем семестре, чтобы продолжить обучение, а правительство Кыргызстана продолжает тесно сотрудничать с представителями Пакистана и Индии, чтобы обеспечить безопасность студентов в Бишкеке.
Когда Биджават закончил университет, он вернулся в Индию и продолжал думать о своем опыте в Бишкеке. Он чувствовал, что необходимо вернуться в Бишкек и создать такое место, как Somewhere Bistro, где человек, независимо от его одежды, расы, внешности или культуры, может чувствовать себя комфортно и наслаждаться прослушиванием музыки. Он также хотел изменить отношение людей к индийцам, в частности, опровергнуть старые стереотипы Болливуда о том, что индийцы грязные и бедные.
«Они не имеют представления о том, что такое новая Индия, как ведут себя индийцы, как они говорят и живут, и с помощью нашей культуры мы можем это изменить», — сказал он.
Хотя майские нападения глубоко потрясли многих жителей Бишкека, Биджават, Рао и Паравез являются частью процветающей индийской общины экспатов в городе. Они построили бизнес, отношения и семьи в стране, которую теперь называют своим домом, и они надеются на развитие кыргызско-индийских отношений и дальнейший рост своей общины.
Авторы: Джессика Симс — получила степень бакалавра политических наук в Аризонском государственном университете (АГУ), осенью этого года планирует получить степень магистра политических наук в АГУ. В настоящее время она живет и работает в Центральной Азии.
Хейли Зерунг — получила степень бакалавра политологии и магистра российских, восточноевропейских и евразийских региональных исследований в Колумбийском университете. Она жила и работала в Кыргызстане и Узбекистане.
Источник: Finding Home in Bishkek: Kyrgyzstan’s South Asian Expats
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников