13 августа 2020

О кыргызской анархии и анархизме вообще


Зайнидин Курманов

От прошлых советских времен у нас осталось очень много мифов и легенд об идеологиях, общественном устройстве и порядках, поскольку идеальной формой считались коммунизм и диктатура пролетариата. Все остальное считалось неправильным и даже вредным для человеческого общества - анархизм, капитализм, консерватизм, социал-демократия, парламентаризм и т.д.

Особенно было извращено учение об анархизме, которое до советской власти было очень популярно среди революционеров и занимало достойное место среди учений об обществе. Классиками анархизма, которое имело множество течений, считались такие всемирно известные мыслители, как Прудон, Кропоткин, Бакунин и др. Поэтому поговорим, что же такое анархия и анархизм? К чему звало это учение, ее классики и теоретики?

«Анархия, - гласит современная общественная мысль, - это порядок, организованный самими людьми». В переводе с древнегреческого "анархия" означает "безвластие", "безначалие" и представляет собой общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.

Это жизнеспособная идея верит в силу людей самоорганизовываться. Это не "беспорядок" и "хаос", как нас стращали и отвернули от этой идеологии в начале ХХ века. Анархия - это порядок без какого-либо доминирования, порядок без власти, порядок без государства.

Этот порядок возник задолго до появления государства. И был первым опытом человеческой самоорганизации. Многим сейчас кажется, что жизнь немыслима без государства, которое должно организовать людей, их жизнь, труд, досуг и т.д. Хотя раньше, все это они делали сами для себя и для своего удобства. Но теперь они отвыкли от этого, перепоручив ответственность за свою жизнь президентам, министрам, депутатам, губернаторам и акимам.

Задача местного самоуправления сейчас состоит в том, чтобы вернуть людям навыки организовывать свою жизнь в соответствии со своими интересами и нуждами.

Для анархистов анархия и самоуправление - синонимы. Древние человеческие общества были самоуправляющимися. Не было госаппарата, чиновничества, а работа по управлению, самоорганизации велась на общественных началах и не оплачивалась. Афины и Рим были самоуправляющимися республиками. И в этом смысле анархия близка с прямой демократией. Высшая форма принятия решений при анархии это общее собрание людей. Выходит, кыргызы исторически были прирожденными анархистами, которые с древнейших времен, с 10 в до н.э., как считают древнекитайские летописи, жили без государства! Вот, где оказываются наши корни. Понимание неуемной жажды к свободе нашего народа, без которой не понять его истории и то, что происходит сейчас. Это как же надо было потерять за последние 200 лет свое историческое прошлое, наследие, багаж, ценности и традиции? И к чужой жизни не привыкли, все время тянет в ратное прошлое. В то же время и многое проясняет и объясняет в нашей сегодняшней общественно-политической действительности. И может радикально изменить концепцию нашей истории и концепцию развития нашего общества!

Почти все известные модели демократии придают парламенту значение "зеркала общества". Например, в условиях пролетарской демократии "парламенты" (советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, съезды советов и верховные советы) всегда строились на жестких процентных нормах представительства от рабочих, крестьян, коммунистов, беспартийных, колхозников, женщин и т.д. Эту идиллию портило лишь то, что около трети депутатов всегда составляли высшие партийные и государственные руководители, для которых мандат депутата был фактически пожизненным.

В условиях же либеральной демократии «зеркало общества» почти всегда искривленное. В западных парламентах, например, почти нет рабочих, ибо члены парламентов являются, как правило, выходцами из среднего класса. От своих избирателей они отличаются по уровню образования и в подавляющем большинстве являются мужчинами. Политические и идеологические взгляды депутатов в большей степени определяются их текущим социальным положением и профессией, чем происхождением. Профессиональный состав депутатов демонстрирует явное преобладание менеджеров и государственных служащих, а также лиц свободных профессий. Впрочем, Кыргызстан по этим показателям достиг и даже где-то превзошел развитые страны. Единственное отличие, малочисленность в составе депутатов юристов и экономистов. В недостаточном представительстве юристов и экономистов, особенно высшей квалификации, т.е. кандидатов и докторов наук, следует рассматривать одну из причин слабости кыргызского парламента и законодательства. В эти расчеты нами не принимались лица, имеющие второе юридическое и экономическое образование.

Таким образом, «зеркальное соответствие» парламента обществу в условиях либеральных демократий трудно достичь. А некоторые политологи считают, что эта идея практически неосуществима и, в сущности, абсурдна. Современные общества слишком сложны и многообразны, чтобы в результате свободных выборов мог сформироваться "зеркальный обществу" парламент. Однако очевиден и тот факт, что не представленность крупных социальных групп может породить чувство недоверия к власти и привести к политической нестабильности.

В Кыргызстане в настоящее время наблюдаются аналогичные процессы, которые происходят в западных демократиях. В общих словах идет профессионализация и олигархизация парламента с некоторой национальной спецификой. Состав Жогорку Кенеша, в отличие от советской эпохи, уже не является «зеркальным» отражением общества. Особенно сократилось участие в управлении женщин, представителей других национальностей и молодежи.

В парламентах развитых государств, как правило, подавляющее большинство составляют юристы-адвокаты и ученые-экономисты, т.е. такие категории лиц, которые умеют читать и анализировать, проектировать и прогнозировать, работать с юридическими актами и документами. А не спортсмены, певцы или актеры театра и кино. Если в парламенте нет сильных специалистов, то он постоянно, как орган, представляющий народ, начинает проигрывать правительству, являющемуся представителем государства. Народ оказывается брошен на произвол судьбы. В этом случае сокращаются социальные льготы и выплаты, растут налоги, падают зарплаты и пенсии, т.к. чиновничество всегда склонно решать проблемы государства за счет увеличения нагрузки на налогоплательщиков. Отсюда 1 млн. граждан вынуждены из-за безработицы, достигшей 30-40%, уехать в поисках работы из страны. Бедность поднялась до 40%. Многие проблемы стали хроническими и не решаются десятилетиями. Вот так, против своего народа работает парламент, когда в нем нет компетентных и харизматических личностей, представляющих народ. Отсюда и разные названия созывов парламента, "легендарным" назван последний советский парламент 12-го созыва, укомплектованный из цвета политической элиты страны. И оскорбительное название 6-го созыва Жогорку Кенеша, как "сопливого парламента", собранного из базаркомов и случайных в политике людей.

И как после этого можно стать парламентской республикой. Профукали...

Ученые считают, что благодаря великолепно налаженному парламентскому контролю в британском парламенте, где все капиталы королевства находились на строгом учете и не могли быть разворованы, как в Испании, Великобритания из отдаленной окраины Европы прорвалась в число мировых лидеров, стала "хозяйкой морей и океанов", самой большой в мире колониальной империей, сокрушив могущество Испанской империи, а затем наполеоновской Франции и всех остальных претендентов на мировую корону. В Кыргызстане мы наблюдаем совершенно обратную картину.

В области контрольных функций следует констатировать, что контроль – это самая слабейшая сторона деятельности Жогорку Кенеша. Парламент до сих не может эффективно контролировать исполнение законов и деятельность исполнительной власти, не знает, как это делать, боится контролировать, чтобы не нажить себе хлопот и врагов, отчего все правительства республики ведут неэффективную, неясную, тщательно не выверенную и не просчитанную политику, рассчитанную на успех.

В итоге мы видим крушение 32-х правительств КР за 30 лет ее независимости. Огромный внешний долг в 5 млрд долларов США, аграрно-сырьевую экономику, невиданное падение морали и широкомасштабную коррупцию, в которую вовлечено и желает быть участником практически все кыргызстанское общество.

Автор – политик, историк, юрист, политолог, публицист, педагог, Торага Жогорку Кенеша в 2009-2010 годах.