Поможет ли Казахстану многовекторность?
Международные рейтинги России ухудшаются практически с каждой неделей. Новая администрация Белого дома, как и Евросоюз говорят о новых санкциях в отношении кремлевских политиков. На этом фоне Кремль стал еще больше отгораживаться от внешнего мира, а сейчас всерьез взялся за соцсети. Поэтому сейчас самое время определиться, по какую сторону «железного занавеса» хотим оказаться мы.
О том, что Кремль сооружает новый «железный занавес» говорят уже давно, что является своеобразным ответом на международные санкции, направленные как в отношении отдельных политиков, так и государственных компаний. Наверное, нет особой необходимости перечислять причины этого, тем более, что по большому счету это внутреннее дело России. Однако учитывая степень интеграции с «северным соседом», пресловутые «исторические корни» и уже не скрываемую «дружбу диктатур», нетрудно сказать, что это скажется и на нашей стране. Уже сказывается.
В первую очередь, это, конечно же, касается единого экономического пространства, таможенного и прочих союзов РК с РФ, когда антироссийские санкции с одной стороны и Роскомнадзор с другой ощутимо ударяют по казахстанским производителям. Но сегодня мы не будем затрагивать эту тему, а поговорим чисто о политической составляющей. Впрочем, здесь все взаимосвязанно, и сколько бы прошлый и нынешний хозяева Акорды не твердили о том, что ЕАЭС не ведет к потере независимости, ни для кого уже не секрет, что Казахстан по-прежнему находится в политической зависимости от Москвы. И зависимость эта сейчас растет, угрожая перерасти в полную потерю возможности принимать самостоятельные решения на международной арене.
Итак, нужно отталкиваться от того, что официальный Нур-Султан практически полностью поддерживает Москву в санкционных войнах. В риторике наших официальных и очень официальных лиц уже звучат забытые нотки о нехорошем Западе, который пытается принуждать к демократии. Причем это было и до резолюции Европарламента от 11 февраля, после чего даже было высказано мнение о возможности приостановить выполнение некоторых международных договоров, ставя национальные интересы превыше всего. Казалось бы, этот тезис заслуживает уважения и должен придавать некую гордость, но мы-то с вами знаем, что в данном случае под «национальными интересами» подразумеваются личные интересы потенциальных фигурантов санкционных списков – точно так же, как органы Нацбезопасности в большей степени заботятся о безопасности этих самых лиц. К слову, еще раз подчеркнем, что речь идет об адресных (персональных) санкциях, которые ничего плохого для экономики страны и ее граждан не принесут априори.
Действительно, администрации Токаева и ему лично сейчас не позавидуешь. С одной стороны нужно выполнять взятые страной обязательства и следовать инициированным самим же реформам, а с другой есть иные обязательства – опять-таки личные, которые в условиях автократии (в обеих наших странах), хочешь или не хочешь, ложатся на Казахстан и ее граждан. Можно было и закончить этим, сказав, что «дружба диктатур», в конце концов, победит и мы тут бессильны. Однако еще не все потеряно, и в определенной мере большие надежды возлагаются на действующего президента.
С неоспоримым дипломатическим талантом и высоким профессионализмом Касым-Жомарта Кемелевича можно добиться многого, а если учитывать возможность его прямого влияния на внутриполитическую ситуацию в стране, то шансы еще более увеличиваются. Конечно, кто-то может сказать, что Токаев де-факто не имеет всей полноты власти и находится под влиянием политических элит, возглавляемых теми самыми потенциальными фигурантами санкционных списков Евросоюза и Госдепа, но де-юре (пока только теоретически) он много чего может. Что-что, а отечественный МИД, являющийся главной трибуной для общения с внешним миром, находится под его контролем. По крайней мере, создается такое впечатление.
Как тут не вспомнить хваленую многовекторность? Безусловно, в нынешнем мире всем не угодишь и насильно мил не станешь, поэтому придется находить какие-то выходы. Главное, просто исходить из интересов граждан страны, а не стараться угодить другим – будь то Брюссель, Вашингтон или Москва. Это, может быть, звучит несколько наивно и в то же время банально, но если исходить из этих постулатов, то можно будет получить поддержку казахстанцев, чего сейчас так не хватает Акорде. Просто нужно четко разделить интересы клептократов и интересы народа (опять банально), а это может неплохо получиться даже с учетом включения глобального режима санкций.
Про внутренние дела Казахстана в этой связи мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сейчас уделим больше внимания зависимости от нынешнего Кремля. На данном этапе не нужно выдумывать ничего нового – законодательная база, в принципе, позволяет сохранять суверенитет по многим направлениям. Конечно, необходимы кое-какие принципиальные шаги в рамках ЕврАзЭС, но это в большей мере касается экономических вопросов, которые, как мы договорились выше, на этот раз поднимать не будем. Впрочем, если говорить об экономике, то вектор в сторону Запада можно и нужно развивать – тем более, там открыто говорят о полной взаимосвязи политики и экономики – что-то типа «инвестиции в обмен на демократию». Может быть, кому-то неприятно такое принуждение к соблюдению прав человека, но это в любом случае лучше, чем интеграция в сторону путинской России.
Гораздо более важным представляется отход от идеологического давления Кремля. В Стратегическом плане-2020 одним из пунктов значится полная информационная независимость Казахстана, но за десять лет со дня принятия этого плана практически ничего не было сделано в этом направлении. Наверное, мы не сделаем великого открытия, если скажем, что нынешний «железный занавес» в большей мере будет информационного характера и лежать в интернет-пространстве. Поэтому нужны конкретные технические шаги для того, чтобы отодвинуться подальше от заведомого мирового изгоя, в том числе что-то сделать, чтобы уйти из зоны «+7» для начала. Нужно также быть более принципиальным в информационном поле, большая часть которого захвачена российскими каналами и, следовательно, кремлевской пропагандой.
Отдельно следует выделить социальные сети. В Казахстане за последние годы было предпринято несколько попыток взять их под тотальный контроль, и под предлогом кибербезопасности в любой момент может включиться (или выключиться) рубильник – опыт этого уже есть. В России сейчас уже стали потихоньку гасить соцсети, начав с «Твиттера», при этом придумывая разные причины для таких ограничений.
Теперь остается ждать, какова на все это будет реакция общества? Ведь несколько «пробных камней» уже было запущено. Последний из них – судебное преследование «антиватников» во главе с Маргуланом Боранбаем, в котором видны неприкрытые «белые уши» северного соседа.