Однако практика показывает, что тема «русских людей обижают» применительно к Казахстану рано или поздно вспыхнет снова, если так будет угодно политической конъюнктуре в России. Тем более, что сложившаяся еще при Советском Союзе система языкового разделения общества в Казахстане никуда не исчезла. Казахстанцы, жившие при СССР в городах, стали преимущественно русскоязычными, как и их потомки, сельское же население оставалось казахскоязычным. И на этой почве у нас в стране возникали трения в информационной сфере, достаточно вспомнить «нулевые» и противостояние шала- и нағыз-казахов.
Правда, с тех пор масштабных конфликтов на языковой почве в Казахстане не было, пока российские СМИ не предъявили нам Куата Ахметова, организатора неких «языковых патрулей».
ЯЗЫКИ РАЗДОРА
– Мне кажется, в таких ситуациях нужно исходить из взаимоуважения, – уверен Роман Цимбалюк. – Я считаю, что если есть государство Казахстан, а оно есть, то гражданин имеет право на обслуживание на собственном языке. У нас в Украине приняли закон, суть которого сводится к тому, что, если ты обращаешься на украинском языке, тебя должны встречать на украинском языке в сфере обслуживания.
– У нас такой закон принят давно, в свое время еще Елбасы критиковал чиновников за то, что русскоязычные жаловались на невозможность получить государственные услуги на русском языке. Но этот закон – как палка о двух концах, казахскоязычные тоже требуют обслуживания на казахском языке. И до сих пор особенных трений по этому поводу не возникало («языковые патрули» вообще лет пять были просто анекдотом в соцсетях).
– Так это самое интересное. Что случилось сейчас в Казахстане? По сути, незначительный инцидент, во многом отвратительный, поскольку, согласитесь, когда мужчина унижает женщин возраста наших матерей, это некрасиво. Найти способ реализовать свое право на казахский язык можно более корректный.
В Украине все начиналось с таких вот случаев, часто это выдумывалось, и Россия ввела армию в Украину как раз под этим предлогом: защита русскоязычных.
И я всегда провожу параллели с Казахстаном. Все эти «вечерние пометы», другие скрепоносные товарищи начали говорить: казахи – такие-сякие, дискриминируют русских. Но, секундочку, хочется мне задаться вопросом: а вы, уважаемые, когда ваши депутаты Госдумы от партии власти и не только, Никонов, Федоров, высказывают идеи, что нужно эту территорию (Северный Казахстан – прим. авт.) отделить? Звучит страшно, особенно, когда есть украинский пример. Поэтому я думаю, что в этом деле главное – не пускать таких товарищей в свое информационное пространство. Потому что они все извратят, и будет казаться, что у вас там русскоязычных младенцев едят. Хотя русскоязычных младенцев едят сами россияне. В Украине – так точно.
Все эти языковые вещи сводятся к тому, что если ты живешь в Казахстане, то не ты, так твои дети должны знать казахский. Это норма, и никуда от этого не денешься. Это национальное государство, которое будет развиваться, и язык будет развиваться, и это касается всех стран постсоветского пространства.
Вы начали разговор с объяснения ситуации: сельское населения говорило на казахском языке, городское – исключительно на русском. Так это украинская история один в один! И это было сделано везде, целенаправленная политика была, чтобы местные языки превращались в языки необразованного сельского населения. У нас ситуация, в принципе, изменилась, но мы просто сами помнили язык, и мы не ведемся на бредни российских информационных войск.
ОБДЕЛЕННАЯ НАЦИЯ
– А для нас ситуация, когда по нам палят из всех информационных орудий, непривычна. Мы про эти «языковые патрули» в массе своей узнали из российских СМИ. А тут еще нацболы (Национал-большевистская партия, НБП) развешали плакаты на заборе у нашего посольства в Москве со слоганом «Обезумевший Казахстан».
– Кто такие нацболы – это незарегистрированная российская организация покойного Лимонова. Участники несанкционированных акций в защиту 31 статьи Конституции РФ (организация митингов и прочих протестных акций без разрешения властей – прим. авт.). На этих акциях они кричали «Путин – вор» и прочее бла-бла-бла. Но как только Путин начал войну с Украиной, эти конченные придурки в составе иррегулярных войск отправились убивать украинцев. «Наши МИГи сядут в Риге» и все остальное. То есть это такая очень интересная организация, многие члены которой были осуждены по возвращении из Донбасса. Зная, что они конченные, даже российские органы правопорядка их просто посадили.
Так вот, почему вы об этой акции узнали из российских СМИ? Потому что в преддверии выборов в Госдуму им оказывается информационная поддержка. Знаете, ведь россияне – это самая обделенная на этой планете Богом нация. Так получилось: самая большая по площади земля, но они самые обделенные, их везде ущемляют. Поэтому, когда украинская тема иссякла – слишком мало врагов, тем более сколько можно говорить о том, что в Украине кого-то ущемляют – они сказали, что надо найти еще. Кто у нас есть: таджики, кыргызы, казахи и узбеки. И они начали тему развивать.
Знаете, я в вашем случае спокоен. Сейчас на фоне кризиса в Афганистане, угрозы нелегальных мигрантов, угрозы талибов и всего остального этот вопрос буквально завтра снимется, и эти дрессированные породистые псы типа Владимира Соловьева заткнутся. Раз – и все, и темы нет. И снова будут рассказывать, какие «укры» плохие и едят русскоязычных детей, которых не доели казахи.
Но факт, что эта территориальная претензия к вам никуда не делась. У них же это все время прорывается! И кто запевала этих территориальных претензий? Владимир Путин, который говорит: отдайте подарки русского народа. Это же не про нас, бандеровцев!
Из последних высказываний – советник президента России, бывший министр культуры Мединский думал-думал и сказал: нам надо разобраться, как великоросские земли оказались в составе Казахстана, Беларуси и Украины. Когда я это слушаю, меня удивляет следующее: ну хорошо, мы, украинцы – враги, тут понятно. Но Казахстан и Беларусь – это же ближайшие военные союзники Российской Федерации! Казахстан – это богатейшая страна. Я понимаю этот российский снобизм по отношению к кыргызам, таджикам, узбекам – они приезжают на заработки, работают на низкоквалифицированных работах, еще и плохо говорят по-русски. Но казахам-то такое слушать неприятно.
– Настолько неприятно, что у нас с коллегами родилась безумная версия происходящего. Дело в том, что с начала пандемии казахи, казахстанцы прочно заняли российские медиа: Димаш, Иманбек, «Ирина Кайратовна», Сабуров и Чебатков. Вот мы и подумали – не могла ли российская пропагандистская братия отважиться на самостоятельную акцию, типа, осадить казахов?
– Это просто невозможно! Я ж не просто так обозначил статус Казахстана в этом пространстве. Казахстан – богатая самодостаточная страна, вякать на Казахстан, да и вообще вякать на кого-то в России без команды нельзя. Они врагов меняют за секунду. Вашу ситуацию я связываю с выборами в Госдуму, в первую очередь. И им надо показать, что все они: Лавров, Шойгу, сплотятся и пойдут русскоязычных защищать. Хотя на самом деле эта политика делает все, чтобы жизнь этнических русских на этом пространстве стала тяжелее. Помочь они ничем не могут, а своими воплями, разговорами на тему «соотечественников» сводят все к тому, что как будто бы цель этих самых «соотечественников» – уничтожить страны, в которых они живут.
Приведу хрестоматийный пример, который касается любой страны постсоветского пространства. Сергей Викторович (Лавров, глава МИД РФ – прим. авт.), заслуженный дипломат, заявляет, что Россия будет продвигать историческую память о Великой Отечественной войне, потому что акции «Бессмертный полк», «Георгиевская лента» поддерживают, цитирую, русский мир на планете.
Это получается, что наши с вами деды и прадеды, оказывается, не за родину воевали, а за «русский мир»? Значит, когда в атаку или могилу тогда ходили – то все, казах ты или кыргыз, русский или украинец, это неважно. А тут прошло 80 лет, и мы выясняем, что Путин – главный победитель, он победил в Великой Отечественной войне. Помните, он в 2011 или 2012 году заявил: мы бы победили даже без украинцев, потому что мы – страна-победитель. Получается такое сепарирование победы: мы – это одно, а вы, нацмены, нацменьшинства – это другое.
– У нас много лет идут разговоры о том, чтобы ограничить российское информационное влияние в Казахстане. И вот такие ситуации только подталкивают к решительным шагам в этом направлении. У нас внутри страны языковая тема, какие-то разборки вокруг нее, сводятся, в основном, к переходу казахского на латиницу. Причем после этого перехода все казахстанцы окажутся в одинаковом положении – учить новую грамматику придется всем. А россияне зачем-то клинья нам вбивают, сеют раздор.
- Евгений, принцип любой империи никто не отменял – разделяй и властвуй. Поэтому вам я пожелаю учиться на наших ошибках, чем на своих, это очень больно и страшно. Ваш посыл понятен: никаких проблем нет, не лезьте сюда и все у нас будет хорошо. Так вот у нас тоже – проблем не было. Языковых проблем так точно не было. И сейчас нет, но этих уродцев разве ж это остановило в атаках на нас?..
Полную версию беседы смотрите по ссылке:https://www.youtube.com/watch?v=f1OgLxHCfwg