02.05.2024 4740

Казахстан и стратегия США


The National Interest

В период обострения соперничества великих держав американо-казахстанские отношения приобретают все большее значение.

Центральная Азия, обширная территория, расположенная между Россией и Китаем, заслуживает гораздо большего внимания со стороны США, чем она получает в настоящее время. Более активное взаимодействие США с этим регионом может помочь противостоять агрессии России против Украины. Аналогичным образом, усилия США по соперничеству с Китаем могут получить дополнительный импульс, учитывая, что этот регион имеет решающее значение для китайской геоэкономической мощи. В то же время прочные отношения с сердцем Евразии позволят Америке создать точку давления для Ирана, который агрессивно пытается изменить архитектуру безопасности на Ближнем Востоке. Кроме того, это позволит Соединенным Штатам гарантировать, что Афганистан, управляемый талибами, не станет убежищем для транснациональных джихадистских программ в то время, когда «Исламское государство» снова на подъеме.

Усилия США по установлению более тесных связей с Центральной Азией во многом зависят от отношений с Казахстаном. Эта страна обладает крупнейшей экономикой в регионе и уже является средней державой. Астана также является растущим международным игроком, желающим стать партнером Соединенных Штатов и их союзников. От двух факторов будет зависеть, как Вашингтон будет укреплять связи с Астаной. Во-первых, обе стороны должны найти оптимальную середину между тем, что казахи хотят получить от Соединенных Штатов, и тем, что Вашингтон может им предоставить. Во-вторых, Казахстан должен сбалансировать существующие отношения с Россией и Китаем с усилиями по сближению с Соединенными Штатами. В период обострения соперничества великих держав американо-казахстанские отношения приобретают решающее значение. Хотя обеим сторонам, по своим собственным причинам, придется тщательно выбирать путь вперед, есть некоторые ключевые области, в которых они могут добиться прогресса в краткосрочной перспективе.

Казахстан уделяет самое пристальное внимание управлению своими важнейшими отношениями с Вашингтоном. В марте этого года заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Мурат Нуртлеу посетил Вашингтон и встретился с государственным секретарем США Энтони Блинкеном. Они обсудили практические пути углубления двустороннего сотрудничества и укрепления американских инвестиций в крупнейшую экономику Центральной Азии путем активизации стратегического энергетического диалога. Нуртлеу также встретился с торговым представителем США Кэтрин Тай и обсудил двустороннее сотрудничество под эгидой Всемирной торговой организации и то, как Астана может поддержать усилия других стран региона по вступлению в ВТО. Лидеры двух стран договорились провести в Астане предстоящее заседание Совета по Рамочному соглашению по торговле и инвестициям (TIFA) между странами Центральной Азии и США.

Эта встреча последовала за Форумом B5+1, состоявшимся 13-15 марта в крупнейшем городе Казахстана, Алматы, на котором мне довелось присутствовать. Участники обсудили пути повышения привлекательности Центральной Азии для иностранных инвестиций. В5+1 — это деловой аналог дипломатической структуры С5+1, в которую входят США и пять государств Центральной Азии. B5+1 был задуман во время встречи президента Джо Байдена в Нью-Йорке в сентябре прошлого года со своими коллегами из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Усилия Казахстана, направленные на то, чтобы взять на себя инициативу по налаживанию более тесных связей между Центральной Азией и ее партнерами, как восточными, так и западными, приходятся на критический исторический момент. Центральная Азия оказалась в центре двух серьезных силовых конфликтов. С одной стороны, Москва, похоже, одерживает верх в украинском конфликте, которому Запад пытается противостоять. В то же время усилия Вашингтона по сдерживанию Китая ускоряются - как в военном плане в западной части Тихого океана, так и на фронте международной торговли. Ситуация для Казахстана становится еще более острой, учитывая его протяженные границы с обеими державами и глубокие экономические, политические отношения и отношения в области безопасности с основными конкурентами Америки.

В этом контексте Вашингтону (особенно следующей администрации, учитывая выборы в ноябре) придется развивать свои отношения с Астаной. Важно понимать, что в то время, когда многие в мире ставят под сомнение американское лидерство, Казахстан стремится к углублению связей с Соединенными Штатами. Это помогает центральноазиатским странам противостоять давлению со стороны Москвы и Пекина.

Что еще более важно, инвестиции в процветание Казахстана означают инвестиции в глобальную энергетическую безопасность, особенно в переход к чистой энергетике. В то время как текущий спор между западными компаниями, инвестировавшими в гигантское морское нефтяное месторождение Кашаган, и правительством Казахстана требует разрешения, эта страна является родиной многих наиболее востребованных редкоземельных элементов (РЗЭ). Соединенные Штаты и их союзники должны диверсифицировать глобальную цепочку поставок РЗЭ, в которой в настоящее время доминирует Китай. Западные инвестиции в разведку, добычу и переработку этих месторождений в Казахстане могут значительно сократить преимущество, которым пользуется Пекин в этом важнейшем секторе. Кроме того, Казахстан является крупнейшим в мире производителем урановой руды - еще одна отрасль, в которой Китай в последние годы получил значительное преимущество, инвестируя в геологоразведочные работы.

Одним из главных выводов, сделанных на форуме B5+1 в прошлом месяце, стало то, что Казахстану и другим странам Центральной Азии необходимо провести политические и экономические реформы, которые сделают их регион привлекательным для инвесторов. В то время как Китай может вливать десятки миллиардов долларов в проекты по геополитическим причинам, Вашингтон и его союзники полагаются на частный сектор, который делает большую часть тяжелой работы. Западные компании руководствуются скорее выгодой от своих инвестиций, чем национальной стратегией. Это общий принцип работы, но в отношении таких секторов, как критически важные минералы и уран, в условиях обострения стратегической конкуренции между великими державами Вашингтону необходимо мыслить нестандартно в отношении Центральной Азии. Безопасность должна быть превыше выгоды.

Пока что реализация двусторонней повестки дня между Вашингтоном и Астаной продвигается довольно медленно. Государственный департамент должен взять на себя лидерство, чтобы отменить устаревшую, советскую поправку Джексона-Вэника и предоставить этой стране, ориентированной на рынок, статус постоянных торговых отношений. Остается надеяться, что визит министра иностранных дел Нуртлеу в Вашингтон станет катализатором прогресса и продвинет эти жизненно важные отношения вперед. Год выборов означает, что любое серьезное улучшение американо-казахстанских связей придется ждать до 2025 года.

Независимо от того, кто победит на второй срок в ноябре - Байден или Трамп, - Соединенным Штатам придется иметь дело с множеством вызовов со стороны евразийского континента, и им потребуется гораздо более надежная стратегия в отношении Центральной Азии, чем та, которую мы видели до сих пор.

Автор: Камран Бохари, доктор философии, является старшим директором отдела евразийской безопасности и процветания в Институте стратегии и политики «Новые линии» в Вашингтоне. Бохари также является специалистом по национальной безопасности и внешней политике в Институте профессионального развития Университета Оттавы. Он занимал должность координатора исследований Центральной Азии в Институте дипломатической службы Государственного департамента США.

Источник: Kazakhstan and U.S. Strategy | The National Interest

Перевод: Диана Канбакова

Фото из открытых источников